Его звали Москваволгострой

Канал имени Москвы 15 июля отметил 80-летие. 17 апреля 1937 года всю его трассу от Иваньково до Москвы заполнили водой. В этот день место, где спустя десять лет начали строить ОИЯИ, стало островом. Почему же день рождения канала Москва-Волга отмечают 15 июля?

Потому что 15 июля 1937 года канал торжественно открыли для движения пассажирских и грузовых судов.

Правую часть Дубны называют островом, потому что этот почти треугольник суши со всех  сторон окружен водой рек Волги, Дубны и Канала имени Москвы. Какой была здешняя география до 1937 года и какой была подлинная история наших мест, в апреле 2007 года, в год 70-летия Канала имени Москвы, мне рассказал увлеченный краевед, уроженец Дубны, методист Центра детского и юношеского туризма и экологического воспитания Михаил Буланов.

Текст нашей с Михаилом Ивановичем Булановым беседы был опубликован в апреле 2007 года в газете «Площадь Мира». А в апреле 2009 года Михаила Ивановича не стало. Его памяти – памяти честного и непредвзятого исследователя истории своего края – и юбилею Канала имени Москвы посвящена сегодняшняя публикация этого текста.

Михаил Иванович Буланов

– Михаил Иванович, почему вообще решили строить этот канал?

– Исторических предпосылок для строительства канала было две. Первая – интерес российских государей к строительству каналов, обусловленный европейским опытом их применения. Еще Петр Великий восхищался устройством системы каналов во время его пребывания в Голландии. Построив систему каналов в Петербурге, Петр затем предпринял попытку соединения каналом верховьев Волги с Москвой-рекой. Она оказалась неудачной. При Николае Первом была сделана вторая попытка строительства  такого канала. Разработали проект, но он не пригодился, поскольку к тому времени была построена железная дорога между Москвой и Петербургом.

Второй предпосылкой стало промышленное развитие Москвы в начале ХХ века, и особенно в период индустриализации при Советской власти. Металлургическая, пищевая, химическая промышленность, новые машиностроительные заводы и возрастающее очень быстрыми темпами население столицы требовали все большего расхода воды. А река Москва не справлялась с нуждами большого города. В результате она обмелела настолько, что ее можно было перейти вброд.

И вот 15 июня 1931 года Лазарь Каганович как первый секретарь  Московского горкома партии выступил на пленуме ЦК с заявлением, что катастрофическая нехватка воды тормозит развитие промышленности в Москве. И этот пленум принял решение о строительстве канала Москва-Волга, который в 1947 году в связи с 800-летием столицы получил название: канал имени Москвы.

– Известно, что течение волжской воды в сторону Москвы поддерживается системой насосов, а значит, снабжение столицы водой обходится недешево. Почему был выбран именно этот, казалось бы, неэкономный вариант, ведь часто стоят каналы так, чтобы вода сама текла в нужном направлении?

– Изначально были предложены три проекта строительства.  Дело в том, что еще в древности сеть малых рек, расположенных вокруг Москвы использовалась как сеть транспортных артерий для перевозки грузов в столицу как с Белого моря, так и с Каспийского. Не все части этой сети соединялись водой. Иногда между рядом расположенными реками небольшие суда, которые тогда использовались, перетаскивали волоком. Отсюда, кстати, произошло название города Волоколамск.

Так вот,  один из трех проектов – Старицкий,  был самотечным и вел воду в Москву от поселка Старицы на Волге как раз через Волоколамск. Но трасса этого канала была очень длинной, и поэтому ее прокладка требовала огромного объема земляных работ, который невозможно было в условиях отсутствия всякой механизации завершить в недолгие сроки, и еще при этом должны были быть затоплены очень большие площади земли и очень много населенных пунктов. Гораздо больше, чем затоплено Иваньковским водохранилищем. По той же причине в результате геологогеодезических и проектных работ, длившихся целый год, был отвергнут второй – Шошинский вариант проекта канала, который к тому же не был самотечным.  Самым коротким и наименее затратным, несмотря на систему машинной перекачки воды из Волги, оказался Дмитровский проект, который и был реализован.

 Ведь у государства тогда было не так много денег. Строительство канала было объявлено ударной стройкой 2-й пятилетки, и это означало, что строительные материалы для строительства канала выделялись государством в первую очередь. А на обычных, не ударных стройках могли ждать этих материалов довольно долго.

– Удивительно, как быстро был осуществлен этот грандиозный проект такой бедной страной, которой в 1931 году еще был Советский Союз. За 4 года и 8 месяцев (с 1933 по 1937 годы) была не только проложена трасса самого канала длиной 128 километров и глубиной  5-6 метров, но и возведена, и оборудована сложными и надежными машинами система шлюзов и насосных станций, не говоря уже о средствах архитектурно-художественного оформления этого колоссального гидротехнического сооружения. Известно, что канал строили заключенные. Неужели работали только вручную?

–  В 1932 году в Советском Союзе было всего 200 экскаваторов. Все они были иностранного производства, в основном немецкие и американские, – разных фирм и разных марок – куплены были Россией еще до 1-й мировой войны для строительства железных дорог.  Одни были мощные, топились дровами, другие были малой мощности, с маленьким ковшом и работали либо на дизельном топливе, либо питались током от слабого электрогенератора. Из этих двухсот изношенных, условно говоря, с 1914 года экскаваторов, всего девятнадцать Совет народных комиссаров выделил для строительства канала. Так что первый год строительства канала работы велись, в основном, вручную.

Интересно, что вначале строительство канала было поручено министерству водного хозяйства, которое и развернуло вербовку рабочих. Бросили клич по стране, чтобы найти желающих. Но их откликнулось очень мало. Рабочие не хотели отрываться от своей работы в городе, а крестьяне – от земли. А в это время как раз успешно завершалось строительство Беломор-Балтийского канала, который строился заключенными. Поэтому работы по проекту канала Москва-Волга в сентябре 1932 года были переданы в ведомство Генриха Ягоды.  

Строительство было разделено на участки, работа на них велась параллельно. Самым сложным стал Волжский участок канала – место, где сегодня стоит Дубна. Дело в том, что Волга в наших местах тогда не была полноводной. Летом она пересыхала так, что возле теперешнего Ратмино ее переходили вброд. Пароходное товарищество «Самолет», отправляло свои пароходы из Твери в Рыбинск и Углич лишь весной и осенью, когда Волга наполнялась талым снегом и дождями. Поэтому недостаточно было соединить Волгу с Москвой-рекой и включить насосы, чтобы вода потекла по каналу. Нужно было сначала наполнить Волгу водой в месте ее соединения с каналом – создать запас воды. Для этого и спроектировали Иваньковское водохранилище. Пришлось строить плотину, перегородив Волгу для накопления воды. Забегая вперед, скажу, что после открытия канала уровень Москвы-реки поднялся на 2-3 метра. И только после этого ее набережную решено было одеть в гранит.

Период 1933-34 годов стал самым тяжелым на строительстве. Не только потому, что работы велись, как я уже сказал, ручным способом. Но и оттого, что заключенных плохо кормили, поселили в сырой, холодной, болотистой, бездорожной местности, совершенно необорудованной для жизни. Все строилось и оборудовалось постепенно. Поэтому самая высокая смертность среди заключенных, работавших на строительстве канала Москва-Волга была именно в 1933-м году – 16 %.  В 1934 году она снизилась до 3,9%, в 1935-м  –  до 2,3%. В 1936-м году смертность этих же заключенных составляла 1,45%, а в 1937-м – 0,9% (Для сравнения: смертность в РСФСР составляла в 1970 г. 0,9 %,  в 1992 г. в РФ – 1,2 %, а в конце 1993 г. поднялась до 1,5%. -  Н.Т.) Заключенные, работавшие рабочими, были, в основном, либо рецидивистами, либо осужденными за нарушение паспортного режима, либо попавшие под статью «о краже колосков». Политических заключенных среди них не было. Зато инженерно-технические работники стройки были отобраны как раз из заключенных, осужденных по 58-й статье. ИТРовцы жили не в общих бараках, а в отдельной, более благоустроенной зоне, откуда их привозили на работу. В своего рода «шаражке».

Из подручных средств в начале строительства, кроме лопат, мотыг и тачек (кроме 19-ти старых экскаваторов) в первые два года были еще бригады грабарей – вольнонаемных с телегой и лошадью. В здешних местах грабарство – довольно известный промысел. Грабари жили целыми деревнями и занимались перевозкой тяжелых грузов на телегах.

Первые советские экскаваторы «Ковровец» строители канала получили только в конце 1933 года. В январе 1934 года таких «Ковровцев» у строителей канала было только 7 штук. Что же собой представляли первые советские «Ковровцы». Это были сложные машины, которые требовали согласованного действия двух бригад: машиниста, стрелового, кочегара, смазчика – верхняя бригада – и 7-ми рабочих нижней бригады. В обязанность нижней бригады входило: подноска угля, передвижки, снабжение запасными частями. Таким образом, один экскаватор «Ковровец» обслуживало 11 человек. Но каждый работающий экскаватор освобождал 350 тачечников от тяжелого труда.

В июле 1936 года работало уже 163 экскаватора. Всего Ковровский экскаваторный завод произвел для строительства канала 49 «Ковровцев» на железнодорожном ходу и 98 полноповоротных гусеничных экскаваторов.

Но не только с помощью экскаваторов механизировали труд рабочих. Прямо на берегу Волги была построена тепловая электростанция и первый в Союзе бетонный комбинат, подававших свежий бетон для плотины и береговых сооружений по конвейеру к месту назначения.

 А художественное оформление канала было сделано тоже очень быстро. Ведь два колоссальных памятника, имеющих, кстати, высокую художественную ценность – Ленину и Сталину –  тоже были выполнены заключенными. Они сделаны за 7 месяцев из цельных кусков гранита, нанизанных на общую ось и скрепленных между собой. Глубина их фундамента равна 11 м, высота постамента – 10 м, а сами фигуры высотой 15 м.  Поднимали части фигур блоками весом от 4-х до 6-ти тонн.

– Почти египетские пирамиды.

– Да, почти египетские пирамиды. Камень добывали на Украине и везли сюда на железнодорожных платформах. А всю скульптурную работу выполнили12 мастеров, используя геометрическое подобие. До того, как выполнить фигуры из гранита, были сделаны уменьшенные в несколько раз образцы.

 

Итак, материалы и документы, собранные Михаилом Булановым в архивах Фонда 9489 Дмитлаг ОГПУ-НКВД СССР и Государственном архиве РФ сообщают, что к концу марта 1937 года основные сооружения канала были готовы, и 27 марта этого же года, во время паводка, волжская вода начала заполнять подготовленное для нее пространство. «Начиная с того момента, как в Волжской плотине были закрыты щиты, писал об этом И.Павловский в газете «Правда»,  –  вода интенсивно прибывала. Она угрожала затопить аванпорт и ринуться в русло канала раньше, чем они были полностью подготовлены к приему воды. Строители, день и ночь готовя трассу, одновременно зорко следили за поведением вешних вод. Река заставляла людей работать быстрее. Вода шла по пятам строителей. Но ни на минуту не создавалось положение, при котором люди были бы вынуждены отступить перед стихией. Волга была в руках у большевиков, и они хладнокровно распоряжались рекой. По мере подъема уровня реки мощные портальные краны поднимали щиты, закрывающие плотину. Волжская вода, с огромной силой скатывались в нижний бьеф реки и неслись к Кимрам и Рыбинску.  Но упустить весь паводок нельзя было. Задача людей, построивших новый водный путь, была наполнить вешней водой «Московское море» –  этот питательный центр канала, и аванпорт –  место, где вскоре будут толпиться суда перед входом в канал».

«28 марта, – сообщает тот же И.Павловский. –   Волжская вода заполняет аванпорт, вплотную подошла к аварийным воротам и продолжает заполнять волжское водохранилище «Московское море». Глубина воды в аванпорте и у ворот сегодня  вечером достигла четырех метров.

29 марта в 6 часов вечера глубина воды в аванпорте достигла 4 метров 80 см. Уже сейчас здесь может пройти трех палубный волжский теплоход. Начиная, с 23 марта волжская бетонная плотина с успехом выдерживает колоссальный напор воды. Сейчас можно сказать, что испытание водой, это мощное гидротехническое сооружение выдержало блестяще.

30 марта сооружения Волжского узла осматривала правительственная комиссия.

31 марта было закончено переселение людей из 106-ти населенных пунктов, которые в считанные часы после этого скроются на дне Иваньковского водохранилища. Все деревянные строения уездного города Корчева были перенесены в поселок Конаково, ставший благодаря этому районным центром. 4500 хозяйств из затопляемых деревень Конаковского, Кимрского, Завидовского и Тургановского районах перенесены на новые территории, недосягаемые водам канала.

4 апреля вечером «…горизонт воды в верхнем бьефе Волги у плотины достиг отметки 12 метра 75 см (выше уровня моря), –  докладывает газета «Правда». – …таким образом за 13 дней в системе канала Москва-Волга создано крупнейшее водохранилище, общая площадь которого равняется 327 кв. километров. Для наполнения этого громадного резервуара потребовалось 829 миллионов кубометров воды».

И, наконец, 17 апреля  1937 года вся трасса канала Москва-Волга была заполнена волжской водой. Официально об открытии канала было объявлено 15 июля 1937 года, после того, как была проверена надежность работы всех систем этого героического сооружения. Посмотрите еще раз фильм «Волга-Волга», и вы увидите, каким он был тогда.

 

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить

Loading...
Срочные

Свет отключат на окраинах и в Темпах

Соцзащита поможет многодетным купить шко…

Стало проще регистрировать номера авто

Праздник "Маяка" в Дубне

Афиша Дня города

Перекрывают дорогу в районе Южной канавы

Без "лежачих полицейских" внов…

Угонщики машин облюбовали Дубну

Ради моста жертвуем частью озера

Реклама

Объявления

Loading...

Мы в соц сетях

VK
ОК
FB
G+
TW


Apple презентовала новые эмодзи
Они будут доступны до конца текущего года после обновления в iOS, macOS и ...

Крупнейший в Ростовской области агрохолдинг «Юг Руси» решил продаться саратовцам
Доли в пакете акция распределились следующим образом: 62% акций в головной ...

Срок замены иностранных водительских прав продлят еще на год
Потом было принято решение о том, что водители из Беларуссии и Киргизии смогут ...

Стало известно о старте продаж нового Тоёта Land Cruiser Prado
Об этом стало известно из сообщения ресурса Drive Arabia. В web-сети появилась ...

Режим повышенной готовности введен энергетиками Удмуртии
В процессе рейда по предотвращению хищений электрической энергии в Киреевском ...

Блоги

Подпишитесь на новые события нашего сайта:Подписаться