О трудностях газетного бизнеса

Он очень своеобразный, этот бизнес. Продавать печатное слово о горестях и радостях народа  самому народу очень рискованно.

Если слово окажется неточным, слишком слабым или слишком сильным, если тональность его не совпадет с привычной большинству, страдает сразу все, что сделано до этого. Люди беспощадны. И этот риск, конечно же, осознаешь, начиная дело.

Газетный бизнес, безусловно, – социально значимый, если речь идет о научно-популярных,  общественно-политических, экономических и детско-юношеских изданиях.  Эту его функцию государство пока плохо осознает и совсем не использует.

А потому в газетном бизнесе есть проблемы, что не зависят от издателя. И влиять на них можно только силой денег или административного ресурса.

Главные проблемы – дороговизна полиграфии и отчаянные трудности распространения. Расходы на полиграфию и распространение составляют более половины минимального бюджета провинциальной газеты.  

Эти расходы создают такую стоимость производства газеты, что приходится продавать ее в разы ниже себестоимости. И даже при этом цена экземпляра кажется некоторым читателям завышенной.

Чтобы не объяснять каждому, откуда она берется, я постараюсь объяснить это всем сразу.

Красивая, цветная, дорогая

Читатели хотят качества: газета должна быть цветной, использующей все возможности современных полиграфических технологий.  А с полиграфией выходит странная вещь.

Типографий, что печатают газеты, хватает. При этом печать газеты стоит очень дорого. Конкуренция здесь не работает в сторону снижения цены экземпляра.

Владельцы и менеджеры типографий и полиграфических комбинатов дружно утверждают, что высокую цену печати задает цена бумаги. Мол, российская бумага слишком дорогая и некачественная, дешевле покупать китайскую, а если хочется качества, то – финскую. Многие федеральные издания и вовсе печатаются в Финляндии.

При этом, на официальном портале органов государственной власти Республики Карелия я читаю следующее:

"Сейчас 17% финских газет печатается на русской бумаге  производства Кондопоги, Соликамска и Балахнинского бумкомбината. Хотя качество российской бумаги все еще уступает финской, но покупателей привлекает цена. Разница в стоимости финской и привозной бумаги превышает 10%".

В результате, расходы на полиграфию подрывают бюджеты российских газет и журналов, они закрываются. Вслед за ними, теряя заказчиков, разоряются маленькие типографии, что занимаются офсетной печатью. В провинции остаются лишь типографии, выпускающие упаковку.

Провинциальные газеты вынуждены печататься на столичных полиграфических комбинатах или в больших типографиях областных центров. А расходы на доставку тиража – совсем не маленькие.

Вот и приходится продавать газету по цене, которая не достигает даже себестоимости печати.

Где купить вашу газету?

Когда я зарегистрировала свою газету как печатное издание, мне еще несколько месяцев пришлось добиваться, чтобы холдинг АРИА АИФ, которому принадлежат все киоски "Союзпечать" в Дубне и Московской области, рассмотрел мое коммерческое предложение о продаже моей газеты в его киосках. Все эти месяцы читатели и рекламодатели меня постоянно спрашивали, отчего моя газета не продается в "Союзпечати".

Чтобы продавать мою газету в двадцати киосках "Союзпечати" в Дубне, я заплатила АРИА АИФ немалую для меня сумму "за продвижение нового издания".

Продвижение заключалось в том, что первые два месяца газету должны были ставить сразу за стеклянной витриной киоска, а не класть в дальний его угол. Ставили, но лишь после того, как я и мои сотрудники стали регулярно обходить все киоски и спрашивать, где стоит наша "Открытая Дубна".

Через два месяца киоскеры стали класть мою газету либо под прилавок, либо в самое незаметное место, объясняя, что читатели если захотят купить, так спросят.

Вопрос "Откуда читатели должны знать, что именно эту газету нужно спрашивать, если ей без году неделя, и они могли ее еще ни разу не видеть?" ставил киоскеров в тупик. Они молча доставали газету из-под прилавка и укладывали рядом с другими газетами. А назавтра она снова оказывалась в каком-то незримом пространстве.

Продавать мою газету в киосках "Союзпечать" приходится со стопроцентной наценкой к отпускной цене.

То есть при себестоимости производства газеты, скажем, в 25 рублей за экземпляр, я должна ориентироваться на цену самой дешевой в городе муниципальной газеты – 7 рублей в "Союзпечати".  Убытки производства государственной газеты покрывают муниципальные и региональные власти. А я вынуждена при такой диспозиции изобретать способы сделать это самостоятельно.

Несмотря на то, что моя газета стала продаваться в киосках "Союзпечати", знакомые и незнакомые люди продолжают меня спрашивать, отчего газеты не видно в городе.

А не видно ее в городе потому, что на реализацию ее согласились взять только три десятка маленьких продуктовых магазинчиков. Места в магазинчиках мало, и там, как и в "Союзпечати", мою газету тоже держат где-нибудь в дальнем углу, лицом вниз. Поскольку философия продавцов все та же: "Кто знает, тот купит".  Вопрос "а если кто не знает – как ему купить?" этих продавцов вообще не смущает. Дешевый непрофильный товар их интереса не вызывает.

Все крупные торговые сети типа "Перекрестка" за выкладку у них в зале моего издания просят в месяц 200-300 долларов. Никакое местное издание таких трат себе позволить не может: выручка от продаж не покрывает расходы на оплату выкладки.

"Ну, есть же почтовая подписка! – говорят мне читатели. – Почему вашу газету нельзя выписать на почте?"

Начали мы работать с почтой. Выпустив первый номер в декабре 2012 года, мы уже никак не сумели попасть в каталог почтовой подписки на первое полугодие 2013 года. Потому что этот каталог был составлен еще в начале 2012 года. Зато мы чудом успели попасть в такой каталог на второе полугодие 2013 года. Заплатили за это тоже немаленькую  для нас сумму, заполнили уйму бумаг и курьером доставили их в Москву.

Как только наступило первое полугодие 2013 года, выяснилось, что наши почтовые подписчики не получают нашу газету. Оказывается, у "Почты России" нет возможностей забирать ее в московской типографии, где она печатается. И мы, за свой счет, должны ее доставлять в почтовые отделения, откуда ее будут носить почтальоны по адресам подписчиков. Ну не абсурд ли?

У нас есть редакционная подписка и собственная служба доставки газеты подписчикам. Так зачем тогда нам "Почта России" с ее дорогостоящим и бессмысленным каталогом? Доставить газету за пределы Дубны в таких условиях проще и дешевле почтовой бандеролью. Но, увы, не быстрое это дело.

Где взять деньги на покрытие убытков?

В самом начале пути качественному малому газетному бизнесу кредитами воспользоваться невозможно, потому что и через год, и через два отдавать их будет нечем. А затраты в начале пути огромны, они совершенно несопоставимы с доходами.

Налоговые льготы в самом начале получить не удается, государственные гранты в первый год работы – тоже, потому что государственные программы поддержки СМИ ориентируются на доходы и расходы бюджета прошлого года. 

Если же говорить о размерах господдержки Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям социально значимых проектов, то размер их для провинциальных газет совсем невелик –до 150 тысяч в год на один проект. Размер гранта рассчитывается по себестоимости количества полос, занятых опубликованными в рамках проекта за год материалами. И поддерживает таким грантом Роспечать не более двух проектов одного издания.

Печатное научно-популярное и общественно-политическое издание может быть сильным инструментов влияния, если его правильно использовать. И поэтому главная проблема такого малого издательского бизнеса в провинции – полная зависимость хозяина этого бизнеса от симпатий главы администрации города или района. Все муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса в провинции действуют, исходя из этого правила.

На уровне Московской области пока наблюдается полный беспорядок в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. В начале лета губернатор Подмосковья объявил об открытии масштабной программы субсидий малому бизнесу на покрытие издержек его становления. Я обратилась в эту программу за субсидией для моего социально значимого газетного бизнеса. И мне ответили, что если бы у меня была не газета, а театральный кружок, то я могла бы рассчитывать на субсидию, а так – увы. 

Малые независимые СМИ не могут участвовать ни в каких конкурсах госзакупок, потому что такие конкурсы просто не предусмотрены.

Судя по происходящему, руководителей администраций городов, районов и области вполне устраивает деятельность учрежденных ими информационных агентств, производящих чудные заголовки вроде: "Достигнуты большие результаты", "Качество жизни – на высоком уровне", "8 сентября – День выборов", "Эксклюзивное выступление столичного коллектива" и "Смотр готовности техники".

А значит, конкуренция с независимыми газетами является лишь препятствием для деятельности государственных информагентств.

В итоге выходит, что качественные независимые СМИ, работающие на благо малой и большой Родины, выпускать можно только подвижническим трудом его сотрудников и добровольных помощников. Зато для проводников идей разорения родного города средства волшебным образом всегда находятся.

Хочу, чтобы услышали

Перечислив самые острые проблемы качественных региональных газет и журналов, я предлагаю средства их решения и хочу донести мои предложения до тех правительственных структур России, которые способны изменить ситуацию на региональном информационном поле России в лучшую сторону. Поскольку,

по оценкам зарубежных аналитиков, даже в последние годы массового распространения электронных СМИ и социальных сетей прибыль печатных изданий все равно остается выше, чем у электронных.

Вот мои предложения:

Придать научно-популярным, общественно-политическим, экономическим и детско-юношеским изданиям официальный статус социально значимых.

– Ввести налоговые льготы для социально значимых изданий в виде размера НДС в 5% и пониженной базы социальных налогов.

–Для АРИА-АИФ, а также владельцев торговых сетей и сетей распространения печатных изданий установить наценку на социально значимые издания в размере 10%. Считать продажу социально значимых изданий социально значимой услугой, поощряемой пониженной налоговой ставкой и господдержкой при расширении сетей распространения социально значимых изданий.

– Считать печать социально значимых изданий социально значимой услугой. Для типографий, оказывающих такие услуги, применять пониженную ставку НДС.

– К муниципальным заказам допускать по конкурсу наряду с госбюджетными печатными изданиями независимые социально значимые издания.

– Считать рекламу социально значимых изданий социальной рекламой. Включить ее в план муниципальной и региональной социальной рекламы.

– Поддержать из регионального и федерального бюджета льготную подписку на социально значимые издания для школьников, студентов и молодежи в возрасте до 18 лет.

Наталия Теряева, главный редактор ОД

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить

Loading...

Срочные новости

Дубна - пятый самый приятный город Росси…

Согласно опросу портала Domofond.ru, Дубна стала пятой в списке самых комфортных для проживания горо...

Важные новости от ИРЦ "Дубна"

ООО «Информационно-расчетный центр «Дубна» доводит до своих абонентов следующую информацию: в соотве...

ОИЯИ устраивает экскурсии молодежи

ОИЯИ организует визиты старшеклассников и студентов на свои территории с целью привлечения молодых к...

В Дубне выдано 40 предписаний по уборке …

Инспекторы территориальных отделов Госадмтехнадзора Московской области в течение года совершают ежед...

Самбисты тоже радуют

Открытое первенство и чемпионат по самбо прошли неделю назад в Московской области. В них хорошо пока...

Реклама

Объявления

Loading...

Мы в соц сетях

VK
ОК
FB
G+

Новости бизнеса

Ноябрьские семинары ФНС

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №12 по Мо...

Предпринимателей в ноябре примут дважды

7 ноября и 21 ноября с 17.00 часов в Торгово-промышленн...

12 предпринимателей получат небольшую поддержку го…

Подведены итоги муниципального конкурса по предоставлению су...

"Контрактная служба" призвала делать зак…

Итоги закупочной деятельности администрации города Дубны за ...

Прием предпринимателей на этот раз проведет Максим…

Во вторник 31 октября с 17.00 часов в Торгово-пром...

Блоги

Подпишитесь на новые события нашего сайта:Подписаться