Рубрика «Проверено, многим помогает» посвящена не лекарствам, а правилам русского языка. Трудные правила русского языка можно запоминать легко и весело. У педагогов начальной школы давно в ходу «неправильные» приемы для правильных правил.
Они основаны на эмоциональных ассоциациях, заставляющих работать образную память человека и облегчающих усвоение трудного материала.
Рубрика будет интересна не только школьникам, но и взрослым, подзабывшим правила правописания и произношения, а также тем, кто любит русский язык и родную речь.
Искусство запоминания
Помните знаменитое выражение: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»? Благодаря этому веселому умозаключению каждый на всю жизнь запомнил, что такое биссектриса. Подобный прием называется мнемоническим, или мнемотехникой. «Мнемоника (греч. мnemonіka – искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание путем образования искусственных ассоциаций».
На Руси мнемотехника была в ходу спокон веков. Ее яркий пример – славянская азбука. Названия всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью.
А (аз) Б (буки) В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол) Д (добро) Е (есть) – письменность есть добро; и т.д. Или вот такие старинные присказки: «Ер да еры – упали с горы, ерь да ять – некому поднять», «Где чихнуть пришлось – запятая; где икнулось – двоеточие, а где табаку понюхать – точка».
Память маленьких учеников не приспособлена к «простому запоминанию» многоступенчатого правила или ничего не значащего для них символа – буквы в слове. Зато эта память очень яркая и образная, особенно у детей с преобладанием правого полушария головного мозга (так называемый «художественный тип» по определению И.П. Павлова). Пользуясь этим, мнемотехника придумывает для правил и слов свои правила – «неправильные», опирающиеся на ассоциации. Благодаря им и начинает работать эмоционально-образная память ребенка. Взрослые – не исключение, образная память помогает всем.
Чтобы было понятно, пример: МошеННик у тружеНика одну н украл.
Другой прием мнемотехники – мнеморифмовка – выручит при запоминании существительных в родительном падеже множественного числа:
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
И с еще одним камнем преткновения мнемоника легко поможет справиться:
В детской сказке колобок по траве катиться мог
Без ботинок, без сапог, без носкОВ и без чулок.
(Есть и другой способ запомнить про носки и чулки. Чулки и без того длинные, зачем им ов? А носки коротенькие, потому они радуются, что их удлинили – добавили окончание ов).
Шесть гектарОВ апельсинОВ, яблок, груш и мандаринОВ,
БаклажанОВ – грядок пять, помидорОВ – не собрать.
Рифмовка хорошо справляется с непростой задачей запоминания глаголов – исключений из 1 спряжения:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.
Это исключение из первого спряжения.
(Напомним, в глаголах 2 спряжении во 2 и 3 лице единственного числа пишется и, например, ты видИшь, зависИшь; она видИт, зависИт и т.п. В 3 лице множественного числа пишется я, например, они ненавидЯт, смотрЯт и т.п.).