. Дубна: 7 oC
Дата 19.04.2024
rss telegram vk ok

dubrovki gl

В музейной усадьбе Дубровки семьи поэта Сергея Клычкова в субботу 18 июля шел настоящий деревенский сенокос под натуральное народное пение.

На фольклорный праздник «Сенокос в Дубровках» собрались почитатели традиций родной земли из Талдома, Талдомского района, Дубны и Москвы.

«Я когда-то работала в усадьбе, – призналась попутчица, которую мы пригласили с собой в машину на повороте из Талдома в Дубровки. – Здесь каждый год в июле собирается народ на большой праздник. День рождения у Сергея Клычкова».

Мелкий дождичек моросил короткими очередями. Под деревьями в саду усадьбы топился самовар с высокой длинной трубой. Рядом шла книжная выставка под открытым небом. «Можно купить?», – интересовались гости праздника. «Нет, это из фондов музея», – отвечали им.

На празднике выпала уникальная возможность купить только одну книгу Сергея Клычкова и о Сергее Клычкове – свежеизданную.

О, если бы вы знали слово

От вышины и глубины,

Вы не коснулись бы покрова

Лесной красавицы Дубны

Не смяли б плечи перекатов

И груди влажных берегов,

Где плыл закат, багрян и матов,

Под звон охотничьих рогов!

Где сдревле сом стерег на плесе,

Скрутивши длинным усом смерть,

А золотые бивни лося

Века поддерживали твердь...

О, если бы вы знали слово,

Что под луной хранят в ночи

От древности седые совы,

От века мудрые сычи...

Сборник стихотворений поэта-предшественника Сергея Есенина, дополненный воспоминаниями его родственников и современников, составили известная московская поэтесса Ирина Алексеева и внучка Сергея Клычкова – Татьяна Тихонова-Клычкова. Издать сборник удалось при поддержке главы Талдома Юрия Журкина и председателя Совета депутатов города Талдом Николая Тихонова.  Почти целиком тираж книги будет передан в библиотеки всех учебных заведений и домов культуры района. Так что счастливчики, купившие сборник избранных стихотворений Сергея Клычкова на сенокосе в Дубровках, сразу стали обладателями библиографической редкости.

Я не видал давно Дубравны,

Своих Дубровок и Дубны.

Померк ты, свете тихий славный,

От юности хранивший сны!..

Упали древние покровы,

И путь мой горек и суров...

Найду ли я, вернувшись снова,

В сохранности родимый кров?..

Сборник вместил в себя главу  поздних, неопубликованных стихотворений поэта, где лирика уступает место философскому осмыслению тяжелой эпохи начала ХХ века. Выходец из среды бедных провинциальных башмачников, Сергей Клычков рос в условиях, очень далеких от комфорта. Но образование получил в Московском университете, вращался в среде выдающихся поэтов и художников, дружил со скульптором Коненковым. К началу тридцатых годов ХХ века, к своим сорока годам поэт прошел суровые испытания, кормили его не стихи. Время было морально-переломное, как сейчас. И, видимо, многое он предчувствовал, думая о своем месте в жизни и о своей Родине:

А разве луч, поникший с неба,

Не древний колос из зерна?..

Черней, черней мужичьи хлебы,

И ночь предвечная черна...

И мир давно бы стал пустыней,

Когда б невидимо для нас

Не слит был этот сполох синий

Глаз ночи и мужичьих глаз!

И в этом сполохе зарницы,

Быть может, облетая мир,

На славу вызорят пшеницу

Для всех, кто был убог и сир.

И сядем мы в нетленных схимах,

Все, кто от века наг и нищ,

Вкусить щедрот неистощимых,

Взошедших с древних пепелищ.

Вот потому я Русь и славлю

И в срок готов приять и снесть

И глупый смех, и злую травлю,

И гибели лихую весть!

Через семь лет после того, как были написаны эти строки, Сергея Клычкова расстреляли по ложному  доносу.

Помост сцены в саду и ряды стульев перед ним под хмурым небом напоминали декорации чеховской «Чайки». Как это у Нины Заречной: «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки, молчаливые рыбы, обитавшие в воде, морские звезды и те, которых нельзя было видеть глазом,— словом, все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...» Нет, в Дубровках, несмотря на такой же антураж все было по-другому. Пасмурная погода не испортила настроение и не помешала народному веселью. Жизнь продолжалась. От ярких костюмов фольклорных коллективов и настоящего деревенского свадебного обряда с подлинными женихом и невестой, прибывшими прямо из ЗАГСа, – глаз не отвести.

Прекрасные жительницы деревни Квашенки плели венки из листьев и цветов, дарили нарядным гостьям торжества в Дубровках и приглашали на свой фольклорный праздник в подталдомские Квашенки (в субботу 25 июля, не забудьте!).

Как девиз праздника всем врезались в память слова звучавшей здесь, со сцены журавлиной родины, песни на слова Евгения Евтушенко:

А и не аист и не лебедь,–
обыкновенный журавель,
но остаюсь я русским в небе,
летя за тридевять земель.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить