. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

Органный зал хоровой школы мальчиков вновь встречал дуэт органиста Алексея Шевченко и виолончелиста Александра Листратова, основателя барочной капеллы "Золотой век".

Алексей Шевченко, можно сказать, наполовину дубненец, потому что ведет класс органа в хоровой школе мальчиков и юношей "Дубна". А еще он преподает старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль в Московской консерватории.

Александр Листратов – признанный специалист в области исторического исполнительства. Его барочная виолончель тоже историческая и полностью соответствует инструменту, на котором исполнялась музыка европейского барокко в 16,17 и 18 веках. Главный принцип барочной капеллы "Золотой век", созданной Листратовым в 2002 году, – аутентичное исполнительство, то есть максимально точное воссоздание звучания музыки композиторов прошлых веков.

Так что те, кто желает услышать "первоисточник" сочинительства может смело приходить на концерты дуэта «Золотого века». Весной этого года на Международном конкурсе "Петербургская весна" дуэт Листратова и Шевченко удостоился Гран-при. Гран-при получил на этом конкурсе и Александр Листратов.

Своеобразным символом аутентичного исполнительства можно считать виолончель без шпиля. Она переносит в эпоху барокко с его романтизмом и музыкальными инструментами с жильными – живыми – струнами. В 20 веке на смену живым струнам пришли металлические, и у виолончели появился характерный шпиль. На виолончели Листратова шпиля нет. Он пошел вслед за итальянским виртуозом Альфредо Пиатти, который не брал в свой класс студентов, которые не могут играть без шпиля, считая их мало профессиональными студентами. Листратов считает, что «одновременно с изменением в конструкции инструментов менялись и принципы игры на них в основном в направлении упрощения музыкального мышления за счет отказа от тонких и интересных деталей».

В этот раз в органном зале дуэт знакомил публику с "первоисточниками" музыкального романтизма в его крайних точках: от раннего, чувствительного, до переходящего в модерн. Недаром концерт назывался «Дары романтизма».

Очень красивый "Каприз" бельгийского виолончелиста и композитора Иосифа Абако (Избранное каприччио для виолончели соло) наглядно продемонстрировал чувствительный романтизм. В стиль романтизма зрелого погрузила слушателей музыка Оскара Вермана – неизвестного гения 19 века (так его представил органист Алексей Шевченко). О переходе романтизма в модерн дало понятие трагическое произведение А.К. Глазунова Прелюдия и фуга ре минор для органа ор.98, написанное в августе 1914 года, когда началась война.

Благодаря дуэту дубненцы услышали редко исполняемую музыку австрийского композитора 19 века И.Н. Гуммеля. Он слыл денди и обладал настолько солнечным характером, что даже Бетховен, у которого не было друзей по причине несносного характера, находился с ним в прекрасных отношениях. Столь же солнечна и изыскана музыка Гуммеля. Его безупречно гармоничные Вариации на тему Follia ре минор для виолончели и фортепиано позволили органисту Шевченко продемонстрировать виртуозность в игре на фортепиано.

Прозвучали также К. Сен-Санс, Ф. Шопен в версии Ф. Листа, С. Франк и на бис – ноктюрн «Разлука» Глинки. Думается, разлука с дуэтом будет недолгой.  

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить