Умер академик Кадышевский

Kadishev Paton

Сегодня, 24 сентября, пришла печальная весть о скоропостижной кончине научного руководителя ОИЯИ, академика Владимира Георгиевича Кадышевского.

Он умер на 78-м году жизни.

Владимир Георгиевич Кадышевский родился 5 мая 1937 года в Москве. После окончания Свердловского суворовского училища поступил на физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Научным руководителем его кандидатской диссертации был академик Н. Н. Боголюбов. В 1962 году Владимир Георгиевич поступил на работу в Лабораторию теоретической физики Объединённого института ядерных исследований и проработал там всю жизнь. В 1968 году он стал доктором физико-математических наук, в 1970-м – профессором родного физфака МГУ. С 1987-го по 1992-й годы  возглавлял ЛТФ ОИЯИ. В 1991 году его избрали членом-корреспондентом РАН, а в 1992 году – директором Объединенного института ядерных исследований. Он руководил институтом на этом посту до 2005 года. В 2000 году Владимир Георгиевич был избран академиком РАН, в 2002-м – членом Президиума РАН и членом бюро Отделения физических наук Академии. В 2006 году он занял пост научного руководителя ОИЯИ.

Во многом огромными стараниями Владимира Георгиевича на посту директора Объединенного института ядерных исследований в трудные 90-е годы удалось сохранить институт во всей его славе международного научного центра.

Сердце сжимает боль от мысли, что с нами нет теперь этого умного, доброго и заботливого человека. Он умел чувствовать чужую боль и всегда стремился помочь всем, что было в его силах.

Владимир Георгиевич был хорошим рассказчиком и когда-то поведал нам непростую историю своей жизни. Историю о том, как мальчик-суворовец стал физиком-теоретиком. Он очень гордился своим суворовским детством.

В память о замечательном, тонком человеке, нашем большом друге и помощнике сегодня мы снова публикуем этот текст о суворовцах, который незабвенный Владимир Георгиевич Кадышевский дополнил своими личными воспоминаниями.

Будущий генерал

Самыми образованными людьми на протяжении большей части истории человечества были философы, военные и священнослужители.

Философов насчитывались единицы – этот труд был нелегок, и мало было в нем нужды. Зато в профессиях священнослужителей и военных остро нуждалось и государство, и общество. Военспецы вооружались знаниями не только для того, чтобы побеждать противника, но и затем, чтобы уметь быстро восстановить нанесенный врагом урон.

Поэтому не случайно 21 августа 1943 года – в разгар Великой Отечественной войны, за два дня до окончания битвы на Курской дуге – постановлением Совета народных комиссаров СССР «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были учреждены 11 суворовских училищ (СВУ). В эти училища на полный пансион принимали мальчиков, чьи отцы погибли на фронте. Тогда же, в старинном городе Ельце появилось Орловское суворовское училище. На земле, которая сотнями лет боролась с нашествиями – то Батыя, то Тамерлана…

Полвека до того в Елецкой гимназии учились будущие писатели Иван Бунин, Михаил Пришвин и будущий философ Сергей Булгаков, а преподавал географию философ Василий Розанов. Волею судьбы оказался в Ельце и москвич Владимир Кадышевский, поступив в 1946 году в Орловское СВУ, которое расположилось в помещении той самой елецкой гимназии. Вот как рассказывает об этом сам Владимир Георгиевич:

–  В 1941 году мой отец пропал без вести в боях под Вязьмой, и я в эти непростые годы совсем отбился от рук. Мама увидела единственный выход в том, чтобы отдать меня в суворовцы. Елец был самым близким к Москве городом, где было суворовское училище. Чтобы поступить туда, мы сдавали настоящие приемные экзамены. А нам ведь было по 9 лет…

В Ельце суворовцы жили в одноэтажных домах с печным отоплением. А в сентябре 1947 года Орловское суворовское училище перевели в Свердловск, в здание офицерского пехотного училища, и переименовали в Свердловское СВУ. В столице Урала юным воспитанникам достались просторные кабинеты с широкими светлыми окнами.

Подъем в 6.30 утра, зарядка на улице в любую погоду, конь, фехтование, благородные манеры – в дореволюционной России кадетские училища готовили будущую элиту государства. Суворовские училища в СССР фактически продолжили прерванные революцией традиции. И новых, советских кадетов готовили тоже не только к военному делу.

– Нас действительно обучали, кроме военного дела и всех тех предметов, которые преподавали в обычной школе, еще и музыке, танцам, фехтованию, верховой езде. До сих пор помню моего коня. Его звали Бурный, – продолжает академик Кадышевский. – Как-то наш взвод, став лучшим в учебе, получил право ехать в учебный лагерь верхом. Едем: безукоризненная выправка, карабин набил мозоль на спине. Но: мундиры с  лампасами, фуражки с красными околышами – казаки, не иначе! Каждому из нас казалось, что все девушки смотрят только на него. Офицерский мундир в те времена привлекал взоры не только женщин. Помню, как я, курсант-суворовец, приехал на побывку к своим родным в Москву. Шел по улице, и прохожие с уважением смотрели на мою форму. Родственники щупали сукно мундира и говорили: «Будущий генерал…»

На уроках кадету Кадышевскому приходилось скучать – память была специфическая, быстро все схватывал.

Офицеры писали в характеристиках: «Обладает исключительной памятью, поэтому мало работает…»

Все варианты контрольной по математике он решал за 20 минут и выходил из класса.

– Конечно, так мне бы никогда не удалось научиться работать, если бы не дед, – признался Владимир Георгиевич. – Он подарил мне скрипку и на футляре написал, что всю жизнь мечтал научиться играть на этом инструменте, но не довелось. И попросил меня исполнить его мечту вместо него. Делать было нечего. А скрипка требует систематической, напряженной работы… «Скрипка – самая ревнивая подруга», – говорил Петр Васильевич,  мой учитель музыки в суворовском училище. Занятия музыкой не были обязательными. (У нас в училище было несколько музыкальных классов, в том числе, скрипичный и фортепианный.) Но я решил, что научиться играть на скрипке – для меня вызов. И этот вызов  принял. На музыку времени оставалось мало, и мне разрешили заниматься во время «мертвого часа». Пока никого не было в классе, я упорно отрабатывал технику и трудные пассажи.  Когда отпускали в город, в  увольнительную, бегал на концерты. Однажды удалось попасть даже на концерт великого скрипача  Леонида Когана.

Воспитание дает богатые плоды, когда открывает юному созданию глаза на реальную жизнь, подставляет вовремя плечо наставника и помогает раскрыться творческим и созидательным склонностям натуры воспитанника.

– С детства в моей судьбе играли большую роль мои наставники, – подтверждает Владимир Георгиевич Кадышевский. – Помню, как в училище по ночам мы слушали рассказы наших воспитателей о войне. Ведь родителей нам заменили именно они: офицеры-воспитатели и их помощники – сержанты и старшины. Многие из них получили педагогическое образование до войны и сразу, не успев поучительствовать, ушли на фронт. После войны очень хотели вернуться к любимому делу, которое для них фактически не началось. Это чувствовалось. И они имели перед собой благодарную аудиторию в нашем лице. Говорили с нами о войне почти до утра. Мы часто не высыпались, но каждый раз просили: «Расскажите еще!»

Блестящие успехи воспитанника Кадышевского, особенно в точных науках, убедили его наставников в том, что дорога их ученика – в университет, а не в армию. Известие о пуске первой в мире АЭС в Обнинске застало будущего академика в летнем военном лагере. И он понял, что очень хочет стать непременно физиком и учиться в Московском университете.

Но всех воспитанников СвСВУ, годных к строевой службе, уже заранее определили в офицерское пехотное училище, что располагалось в соседнем крыле здания. Документы из суворовского училища в офицерское передавались без участия воспитанников. Так и вышло, что будущих офицеров отправили на лето в военный лагерь, а аттестаты зрелости вручать и не собирались. А прием в МГУ вот-вот закончится!

– Начальник училища, генерал, обратился в высшую инстанцию с просьбой дать мне «вольную», но получил выговор. Тогда командир нашей роты подполковник Петр Сергеевич Бирюков отпустил меня из лагеря в Свердловск, чтобы я мог самостоятельно добиваться решения моего дела. Но в Свердловске выяснилось, что на моем аттестате зрелости с отметкой о вручении золотой медали не хватает четырех подписей, в том числе нашего генерала. Нужно возвращаться в лагерь – а время приема документов в Москве истекает! – состоявшийся академик до сих пор с волнением вспоминает об тех давних событиях.

Дело завершилось благополучно. Пробел в аттестате с огромным риском для карьеры собственноручно заполнил заведовавший тогда отделом кадров СвСВУ капитан Иван Алексеевич Ревин. И этим  взял на себя ответственность за будущие успехи воспитанника училища!

– Я всегда помнил об этом поступке Ивана Алексеевича и понимал, что не смогу его подвести, чего бы мне это ни стоило. – серьезно и откровенно подытожил историю своего кадетства Владимир Георгиевич Кадышевский. – Помня о капитане Ревине,  так упорно трудился, что получил серебряную медаль за лучшую студенческую научную работу. Когда спустя 48 лет после тех событий мы встретились с Иваном Алексеевичем в Свердловске, я протянул ему свою визитную карточку (директора ОИЯИ, академика, члена Президиума РАН) со словами: «Иван Алексеевич, это отчет о проделанной работе». И спросил его: «Как вы решились на такой отважный поступок? Ведь рисковали не  только погонами – головой!»  «Я знал, что так ты принесешь больше пользы Родине», – ответил он.

Академик Кадышевский до последнего дня поддерживал тесные дружеские отношения с бывшими суворовцами его родного училища. Свела его судьба и с бывшими кадетами других учебных заведений. Среди них люди не только военные (скажем, губернатор Борис Громов), но и коллеги-академики (к примеру, академик РАН и РАМН Михаил Давыдов, директор онкологического центра на Каширке), политики (в их числе бывший министр иностранных дел Игорь Иванов), артисты, врачи, музыканты. Кадетская юность закалила мужской характер воспитанников, обострила интерес к окружающему миру.

Обычно принято говорить, что наука работает в пользу военных. Судьба академика Владимира Кадышевского – случай обратный: армия сослужила на пользу науки.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить

Срочные новости

Печальная статистика ДТП с участием дете…

За 11 месяцев 2018 года на территории Московской области произошло 5314 учетных ДТП, в которых 859 ч...

Кубиты холодеют, когда на проводе демон …

Учёные из МФТИ с коллегами из США и Швейцарии описали пространственно-разнесённого квантового де...

С помощью логина и пароля от Портала гос…

Пользователи сайта www.gosuslugi.ru могут получить доступ к «Личному кабинету налогоплательщика для ...

Профилактика травматизма при приобретени…

В связи с приближением новогодних праздников ОМВД по г.о. Дубна предупреждает об опасности, которая ...

Услугами ФНС России можно воспользоватьс…

УФНС России по Московской области напоминает, что получить государственные услуги ФНС России в элект...

Реклама

Объявления

Новости бизнеса

Экспертный совет одобрил пять новых резидентов ОЭЗ…

12 декабря в правительстве Московской области прошел после...

В Дубне прошло открытое совещание совета МТК Моск…

13 декабря состоялось совещание совета МТК Московской обла...

"Тензор" изготовит системы защиты для АЭ…

Приборный завод "ТЕНЗОР" выбран госкорпорацией "Росатом" исп...

Крупнейшие зарубежные нефтегазовые компании готовы…

В ОЭЗ «Дубна» прошло заседание Совета главных конструкторо...

ОЭЗ "Дубна" уже не первая в России

...А вторая по степени инвестиционной привлекательности ос...

Мы в соц сетях

VK
ОК
FB
G+

 

Блоги

Подпишитесь на новые события нашего сайта:Подписаться