. Дубна: 8 oC
Дата 26.04.2024
rss telegram vk ok

В ДК «Мир» ОИЯИ организована непривычная выставка. Все стены выставочного зала увешаны полотнищами старых и очень старых стенгазет ЛВТА – Лаборатории вычислительной техники и автоматизации Объединенного института ядерных исследований.

16 сентября ЛВТА – теперь она именуется Лабораторией информационных технологий – отметила 50-летие.

Экспозицию старых стенгазет «Импульс» Лаборатории вычислительной техники и автоматизации ОИЯИ подготовили к юбилейным торжествам лаборатории, проходившим в ДК, а потом решили оставить для всеобщего обозрения. Поступили мудро – уникальная подборка интересна не только сотрудникам легендарной лаборатории.

В советское время подобные стенгазеты размером со стену выпускались в обязательном порядке на ведущих предприятиях и в государственных учреждениях, да мало где сохранились, потому стенгазета «Импульс» – своего рода артефакт, редкая находка в «раскопках времён», характеризующая эпоху  и людей.

«Фоторепортаж с Ленинского субботника», «Мир, май, труд», «Картофельная рапсодия» – говорящие названия. Те, кто работал в советское время на крупных предприятиях, прекрасно помнят и «картофельные рапсодии» – уборку картошки в подшефных колхозах, и субботники 22 апреля (день рождения Ленина), и демонстрации (1 мая, 7 ноября), и смотры художественной самодеятельности – они сближали людей, пожалуй, крепче нынешних корпоративных вечеринок. Редколлегия «Импульса» фиксировала фотофакты (какие все молодые на этих фотографиях!) и здорово сочиняла на злобу дня, умудряясь подавать даже критику исключительно с добрым юмором. Читаешь выцветшие от времени заметки, набранные, нет, не набранные (компьютеров-то еще не было), а напечатанные на пишущей машинке, и представляешь, как сотрудники ЛВТА, столпившись у свежего номера «Импульса», хохочут и поощрительно восклицают.

Впрочем, нынешним молодым, не жившим в ту эпоху, возможно, трудно будет понять, в чем соль, например, такой стенгазетной новости: «16 марта 1977 года состоялся Ученый совет ЛВТА. В его работе приняли участие ведущие учёные и руководители ЛВТА. В связи с трудностями обеспечения кворума Ученый совет ЛВТА ходатайствовал перед руководствам ОРСа о том, чтобы мясо и другие дефицитные товары не выбрасывались во время заседаний».

Или ответ на вопрос «Что Вас не устраивает в ЛВТА?» – «Теснота и перфораторов не хватает. Дисплеи – пустые слова. На них в основном одно начальство балуется. Перфораторная днем забита, ночью закрыта, в экспресс-перфораторной или толпа, или всё уже успели сломать».

В вот как отвечали сотрудники ЛВТА (анонимно, правда) на модный в те времена вопрос «Если бы Вы были директором (в нашем случае директором ЛВТА)?»: «Я бы тем более сделал себе харакири», «Я бы каждый день пил кофе», «Я бы открыл при ЛВТА маленький заводик по производству мебели. Многие сидят за столами, на которые смотреть стыдно – ящики и те вываливаются. Полок не допросишься».

Следующий ответ «Предпочитаю быть Мещеряковым» предполагает, что «Импульс» пользовался уважением  у руководителя лаборатории и большого ученого М.Г. Мещерякова, именно так ответившего на вопрос редколлегии.

Пожелтевшие от лет стенгазеты и черно-белые фотографии тонко передают дух, царивший в ЛВТА докомпьютерного периода. О духе следующего, ЛИТ-овского, периода позволяют судить цитаты великих, наклеенные на стены выставочного зала, – своего рода стенные цитаты. Вот некоторые: «Работать надо не 12 часов, а головой» (Стив Джобс); «Многие из вас знакомы с достоинствами программиста. Их всего три и, разумеется, это лень, нетерпеливость и гордыня. (Larry Wall).

Вывод такой: дух созидания и чувство юмора не зависят от смены технологий и остаются у физиков ЛВТА/ЛИТ постоянными константами.

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить