Дата 29.03.2024

Международная группа астрономов поражена открытием светящихся газовых облаков вокруг всех далеких квазаров.

Свойства этих неожиданно обнаруженных объектов резко противоречат современным общепринятым теориям образования галактик в ранней Вселенной.

Квазары – самые яркие и активные объекты во Вселенной. Это галактики, содержащие в своих ядрах сверхмассивные черные дыры, которык поглощают звезды, газ и другое вещество в страшных количествах.

Изучением газа вокруг удаленных активных галактик, образовавшихся менее двух миллиардов лет после Большого Взрыва, занялся международный коллектив астрономов. Его ядро составила группа исследователей из Швейцарского федерального института технологии (Цюрих).

Галактики наблюдали с помощью непревзойденного качества приемника MUSE на Очень большом телескопе в Европейской южной обсерватории Параналь на границе Чили и Аргентины.

Группа исследовала 19 квазаров, самых ярких из тех, которые были доступны наблюдениям.

Приступая к наблюдениям, ученые знали, что гало из газа, образующего межгалактическую среду, окружает примерно 10% всех изучавшихся квазаров. Эти гало простираются на расстояния до 300 000 световых лет от своих квазаров.

Каквово же было удивление астрономов, когда вместо ожидавшихся по статистике двух-трех протяженных гало облака межгалактического газа обнаружились вокруг всех попавших в поле зрения телескопа квазаров.

Астрономы подозревают, что это расхождение объясняется исключительной чувствительностью приемника MUSEпо сравнению с инструментами, которые раньше использовались для наблюдения квазаров.

Так ли это, узнаем в ходе дальнейших исследований.

«Пока еще рано говорить о том, действительно ли сыграла роль наша новая наблюдательная методика или дело в каких-то необычных свойствах квазаров нашей выборки. Предстоит еще многое выяснить; мы лишь в самом начале новой эры открытий», – говорит основной автор работы Елена Борисова из Цюриха.

Первоначальной целью исследования был анализ газовых компонентов Вселенной на самых больших масштабах, в так называемой космической паутине, где квазары образуют яркие узлы.

Газовые составляющие космической паутины обычно исключительно трудно зарегистрировать. Ярко освещенные газовые гало вокруг квазаров дают уникальную возможность изучать газ внутри этой крупномасштабной космической структуры.

Девятнадцать обнаруженных гало имеют еще одну необычную особенность: они состоят из относительно холодного межгалактического газа с температурой около 10 000 градусов Цельсия. Это резко противоречит общепринятым сейчас моделям структуры и формирования галактик, из которых следует, что газ в столь непосредственной близости к галактикам должен быть нагрет до миллиона градусов.