. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

В Доме ученых ОИЯИ на юбилейном семинаре 4 июля отметили 85-летие Юлиана Арамовича Будагова.

Известный ученый, талантливый инженер, остроумный изобретатель, учитель, человек с потрясающим чувством юмора и талантом дружить – так характеризовали профессора Будагова в своих поздравлениях его коллеги и ученики из разных стран мира.

«Вы всегда были для нас примером отношения к делу. То, что сделано вами за многие годы, – этим может гордиться институт. Вы настоящий пример для молодых людей, пример того, как, пройдя путь от младшего научного сотрудника до мэтра, воспитать целые поколения талантливых физиков-экспериментаторов», – признался юбиляру директор Объединенного института ядерных исследований академик Виктор Матвеев.  

ОИЯИ получил молодого инициативного научного сотрудника Юлиана Будагова в 1955 году.  За первые десять лет своей работы в институте он с коллегами построил диффузионную и пузырьковую камеры. И выполнил со своим коллективом на этих камерах исследования. Они получили широкую известность после обнаружения новых физических явлений: например, распада отрицательного пиона на электрон и антинейтрино.

Поработав в ЦЕРНе, он создал с коллегами в ОИЯИ в 1970-е годы крупный электронный спектрометр ГИПЕРОН. Это была первая в СССР установка, где обнаружили и изучили эффекты экранирования цвета.

В конце 80-х профессор Будагов стал одним из инициаторов сотрудничества с американскими учеными в рамках масштабного проекта строительства сверхпроводящего суперколлайдера SSC вблизи Далласа. Но американцам не повезло: конгресс США закрыл этот научный проект. Вместо SSC в США построили Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе.   

Однако во время работы в Далласе отдел множественных адронных процессов Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ вошел в проект CDF на Тэватроне в Национальной ускорительной лаборатории имени Энрико Ферми. Отделом руководил профессор Будагов. В рамках этого проекта были открыты топ-кварки – самые тяжелые из элементарных частиц.

Потом под руководством Юлиана Будагова для детектора ATLAS Большого адронного коллайдера в ОИЯИ изготовили 64 модуля полномасштабного ядерного абсорбера калориметра. Длина каждого модуля около 6 м, вес – 21 тонны, точность сборки – доли миллиметра. В этой сборке родилась прецизионная лазерная метрология.

Развивая эти технологии, профессор Будаговым и научный сотрудник ЛЯП Михаил Ляблин изголтовили и запатентовали прибор нового поколения – прецизионный лазерный инклинометр, позволяющий измерять колебания земной поверхности с точностью до нескольких нанорадиан, в тысячу раз точнее лучших мировых аналогов. Их работу отметили премией имени В.П.Джелепова за 2016 год.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить