. Дубна: 12 oC
Дата 23.04.2024
rss telegram vk ok

Стратегия научно-технологического развития РФ утверждена Президентом России ровно два месяца назад – 24 июня. Но пока мало кто понял, чего нам ждать от этого документа – каких только документов мы ни повидали за последние тридцать лет. Что будет, разъяснил замминистра образования и науки Григорий Трубников.

Документ разрабатывался не только Министерством образования и науки, а главным образом широким научным сообществом: Российской академией наук, ведущими научными организациями и вузами, подчеркнул Трубников в интервью, опубликованном на сайте этой стратегии: «В таких стратегических документах нужно максимально учитывать все особенности нашей большой страны, чтобы стратегия работала не только в Москве и Петербурге, а и в Новосибирске, Иркутске, Хабаровске и во всей стране».

Стратегия НТР поделена на пять разделов.

Первый – содержит перечень мер для формирования современной системы управления в области науки, технологий и инноваций. Имеются в виду советы по приоритетным направлениям, новые госпрограммы и комплексные научно-технические программы и создание проектного офиса для реализации стратегии. Если детальнее, то в первом разделе говорится, как организовать экспертизу проектов, как разработать цепочку от идеи, инициативы до утверждения конкретной программы проекта с учетом участников, финансирования, организационной составляющей.

Второй раздел стратегии описывает формирование эффективной системы коммуникаций в области науки и повышению восприимчивости экономики к инновациям. Предложено в течение трех лет разработать механизмы господдержки и мотивации бизнеса, госкомпаний, предприятий участвовать в научных проектах и научных программах. «С другой стороны, нужно создавать более открытую площадку со стороны науки, чтобы у бизнеса была возможность получать информацию из открытых источников об исследованиях и разработках, которые проводятся сейчас и в которые можно инвестировать средства, – говорит замминистра науки. – В целом должен заработать базовый принцип по разработке нового формата комплексных научно-технических программ (КНТП) в виде матрицы: научные организации и вузы предлагают перечень передовых, уникальных разработок, которые могут трансформироваться в перечень реальных технологий и реальных продуктов. Затем мы смотрим, что из этих технологий и продуктов востребовано на рынках, на какие из них есть заказчики. Формируются проекты полного жизненного цикла: от идеи и задела до линейки продуктов или технологий. А если кто-то «копается в своем огороде», делая, возможно, и уникальное, но невостребованное, то от таких разработок, скорее всего, нужно будет отказываться и консолидировать кадровые и финансовые ресурсы на том, что востребовано экономикой и государством».

Эту матрицу, однако Григорий Трубников предлагает применять прикладной науке.  Фундаментальная наука живет по другим правилам и развивается по своей внутренней логике, считает он, «хотя и здесь нужно регулярно актуализировать приоритеты, необходима открытая экспертиза высокого уровня, с привлечением международных экспертов».

В качестве примера умной реорганизация системы научных организаций Трубников приводит Китай. Согласно научной стратегии КНР, каждые 2-3 года там прагматично происходит последовательная реструктуризация сети научных организаций под реализацию принятой стратегии и выполнение конкретных задач. Российской науке нужно смотреть в горизонте 8-10 лет на то, под какие технологии и рынки, под какие государственные задачи надо подстраиваться, высказал мнение замминистра образования и науки: «Организации нужно объединять или разъединять для какой-то конкретной задачи. Такой процесс идет менее болезненно, поскольку он вписан в русло определенной государственной стратегии – такой мейнстрим. И без такого подхода и наша стратегия не сдвинется с места».

А если утвержденная Президентом РФ Стратегия НТР не будет реализована в ближайшие 3 – 5 лет, Россия может безнадежно отстать от мировых лидеров прогнозирует Трубников: «Окружающий мир очень динамично сейчас меняется – и рынки, и технологии. Многие профессии будут стремительно отмирать. Я считаю, что сильно изменится и система аттестации научных работников. Мы живем в век высоких скоростей, поэтому и сроки устанавливаются достаточно динамичные».

Третий раздел стратегии посвящен инфраструктуре исследований. «Необходимо проанализировать и собрать максимально полный ландшафт российской науки – это крайне важный инструмент для принятия решений. Он может быть трехмерным, иметь сложную структуру, в то же время динамично «разбираемым». Его нужно иметь для того, чтобы матрицы с технологиями и рынками быстрее собирались. И для того, чтобы договориться и принять определенные принципы финансирования и работы исследовательской инфраструктуры – ввести, например, уровень базового финансирования для ведущих организаций, определить разумную долю конкурсного финансирования», – поясняет замминистра.

Как утверждает академик Трубников, приоритеты развития науки минобру известны: «Каждые полгода мы делаем анализ того, что происходит в сфере технологий и науки в мире: какие заделы у нас есть, где и какими усилиями мы можем догнать, а где нет смысла вкладывать ресурсы и тратить на это силы, а быстрее и выгоднее для экономики приобрести уже готовые технологии. Но даже и в тех областях, где мы не можем сделать быстрый рывок, нам все равно нужно адекватно мониторить ситуацию и понимать, что происходит у партнеров».

Стратегию НТР Григорий Трубников считает не планом работы, картиной мира науки и технологий через 10 лет: «Стратегия НТР – это система координат будущего. Она не говорит, как надо действовать, она говорит, что картина будет вот такая, а инструменты подбирайте, уважаемые ученые и инженеры, сами. Если инструменты есть, то вы их используйте. Если вам чего-то не хватает, скажите, что нужно развивать, какое содействие от государства необходимо, чтобы дальше работать на результат. Вместе создадим, поскольку государство ставит стратегию развития науки и технологий для себя на один уровень со стратегией национальной безопасности».

Напомним, ранее Григорий Трубников работал вице-директором Объединенного института ядерных исследований в Дубне.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить