Коллайдер NICA строится, коллаборация формируется

Сегодня в Дубне началось первое совещание международной коллаборации проекта NICA/MPD.

Двести двадцать участников из России, Франции, Германии, Польши, Молдавии, Мексики, Болгарии, Украины, ЮАР, США, Швейцарии, Чехии, Словакии, КНР, Грузии, Казахстана, Израиля, Египта зарегистрировались на этом совещании. Оно проходит в Лаборатории физики высоких энергий Объединеннного института ядерных исследований (ОИЯИ), рядом со стройплощадкой ускорительного комплекса NICA. Первая большая встреча участников коллаборации продлится три дня.

Участников совещания приветствовал вступительным словом директор ОИЯИ академик В.А.Матвеев. Он напомнил, что меганаучный проект строительства коллайдера NICA в ОИЯИ рассматривают как флаговый.

«Участники совещания приехали сюда, чтобы объединить усилия и глубоко вникнуть в физическую задачу проекта NICA», – объяснил журналистам интерес к первому совещанию коллаборации академик Матвеев.

Теоретическую основу физической задачи эксперимента NICA/MPD изложил южноафриканский физик Жан Клейманс. Детектор MPD коллайдера NICA будет искать в столкновениях пучков тяжелых ядер смешанную фазу ядерной материи – чрезвычайно плотный расплав из кварков и глюонов. Профессор Клейманс заключил, что возможности и параметры строящегося коллайдера NICA по сравнению с другими крупными ускорителями мира наилучшим образом подходят для решения такой физической задачи.

Обзор проекта NICA представил его лидер – директор Лаборатории физики высоких энергий профессор В.Д.Кекелидзе. Потенциал возможных открытий детектора MPD и эксперимента с неподвижной мишенью BM@N ускорительного комплекса NICA для участников совещаний оценил немецкий физик Петер Зенгер. О детекторе MPD подробно рассказал начальник отдела ЛФВЭ В.М. Головатюк, а об установке BM@N (барионная материя на Нуклотроне) – начальник сектора ЛФВЭ М.Н.Капишин.

После обеда началась первая официальная дискуссия участников коллаборации.

Дискуссии и доклады на совещании сосредоточены вокруг трех основных тем:

• текущее состояние и планы экспериментов MPD и BM@N, включая все подсистемы, моделирование, ожидаемую производительность детекторов и готовность к анализу данных;
  • текущее состояние и график строительства комплекса NICA, включая ожидаемые параметры установки.
  • процедуры создания и принятия подзаконных актов коллаборации NICA/MPD, включая формирование руководящих органов коллаборации, выборы спикера и председателя коллаборации.