. Дубна: 5 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

В Технопарке «Сколково» только что закончилась трехдневная, шестая по счету «Школа наставников проектной деятельности». Это были три дня интенсивного обучения проектной деятельности для сотни отобранных по конкурсу преподавателей, работающих со школьниками. Конкурс – четыре человека на место. Средний возраст участников – 36 лет.

Школа наставников 2018 проходила в большом сферическом конференц-зале и в стеклянных капсулах технопарка с 13 по 15 июня. Организовали ее Фонд «Сколково» и Открытый университет Сколково совместно с рабочей группой НТИ «Кружковое движение».

На занятия Школы в Сколково съехались педагоги школ, вузов и кружков дополнительного образования естественно-научного и инженерного направлений практически со всей территории России. Кроме Москвы, Подмосковья, Нижнего Новгорода, Воронежа и других городов Центральной России были представлены, например, Татарстан и Новосибирск.

Многие участники этого интенсивного курса проектной деятельности уже имели опыт проектной работы со школьниками либо на уроках технологий, либо в инженерных классах, либо в детских технопарках «Кванториум».

Те, кто не имели такого опыта (например, молодые учителя физики из специализированных физмат-лицеев и студенты, работающие в школьных кружакх), приехали овладеть технологиями проектной деятельности, чтобы увлечь учеников в творческое освоение своего предмета.

С самого начала все участники Школы разделились на рабочие группы по интересам:

  • Урбанистика и городская среда
  • Умный дом
  • Экология
  • Аэрокосмические технологии
  • Школьная среда, образовательные проекты, медиапроекты со школьниками
  • Робототехника
  • Инженерное конструирование
  • Энергетика
  • Виртуальная реальность/Дополненная реальность
  • Биологические системы
  • Социальные проекты
  • Научные исследования

Обучение сочетало прослушивание лекций с отработкой показанных на лекции технологий на практике – в собственном проекте каждой группы. После первой же лекции группам дали задание выбрать тему своего проекта так, чтобы она была не просто актуальна, но интересна школьникам и чтобы проект можно было проработать и довести до готовой к презентации формы за три дня.

Удивительным оказалось то, как дюжина незнакомых друг другу людей сумела стать единой командой – найти общую для всех интересную тему, раскрыть ее суть, поставить границы рамок ее расмотрения в соответствии с реальными обстоятельствами, выделить главные критерии поставленной задачи, определить их характеристики и взаимосвязи, разработать технологию и придать ей готовую форму.

shkola nastavnikov2

Самыми интересными оказались проекты групп технарей. К примеру, группа «Инженерное конструирование» за три дня изобрела и представила на пленарной сессии Школы наставников 2018 проект комплексной системы поиска пропавших вещей в школе. Это инжиниринговый проект, построенный на оптимальном сочетании возможностей готовых инженерных решений в области методов детектирования объектов. Презентация проекта вызвала столь бурное заинтересованное обсуждение его технических деталей, что стало ясно – актуальность изобретенной группой «Инженерное конструирование» системы поиска вещей внутри школы переоценить невозможно. В системе оказались заинтересованы все – и школьники, и их родители, и педагоги, и разработчики проекта, и сами организаторы Школы наставников 2018.

shkola nastavnikov3

Помимо лекций и практических занятий, вечерняя программа Школы наставников предусматривала деловые игры экономического или предпринимательского характера. В одной из таких игр родился всего за полтора часа у группы из шести случайным образом объединившихся участников практически готовый для реализации проект Центра будущих профессий для детей из детских домов.

Конечно, благодаря отбору, участники Школы наставников были высоко мотивированы на всевозможное творчество и генерацию идей. Все они были хорошо подготовлены в своих предметных областях и опирались на жизненный опыт. Но представленные на лекциях Школы технологии помогали направлять творческую энергию участников в хорошо организованные во времени порции, нацеленные на конкретный промежуточный результат. И шаг за шагом, потихоньку, на глазах у всех изначально расплывчатая идея превращалась в четко сформированный образ будущего продукта, предполагающего и ясную коммерческую пользу.

По итогам прохождения трехдневной программы у участников Школы наставников появился готовый сценарий работы с детьми, который может быть непосредственно реализован в их профессиональной деятельности.

Пожалуй, можно сказать, что работа Школы наставников сегодня решает ключевую задачу нашего молодого поколения: замещение социальной парадигмы «блогер-тусовщик» на модель «творец-исследователь».

Школа наставников помогает работающим с молодежью педагогам наполнять поведенческую парадигму «творец-исследователь» экономическим содержанием. Вместо выращивания квалифицированного потребителя средняя школа, наконец, сможет растить человека, который будет способен не только потреблять, но и получит возможность производительно и эффективно трудиться.

Объединенный институт ядерных исследований на Школе наставников 2018 представляла Наталия Теряева – руководитель образовательного проекта ОИЯИ «Школа юного инженера «Вектор NICA».

Партнерами Школы наставников 2018 стали Агентство стратегических инициатив (АСИ), Московский политехнический университет, Информационно-инженерный инкубатор «И-куб», Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Институт опережающих исследований им. Шифферса, компания КРОК.

Справка:

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная по инициативе президента РФ в сентябре 2010 года. Цель Фонда – создание экосистемы, благоприятной для развития предпринимательства и исследований в областях: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, биомедицинские, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение. На Фонд возложены функции управления Инновационным центром «Сколково», деятельность которого регулируется специальным законом, предоставляющим особые экономические условия стартапам, прошедшим специальную внешнюю технологическую экспертизу (сейчас их более 1800). В 2017 году выручка компаний-участников «Сколково» составила 79 млрд рублей, совокупная выручка за 8 лет существования проекта достигла 250 млрд рублей. В стартапах работает около 30 тыс. человек, из них более 5 тыс. на территории «Сколково». Запатентовано более 1300 разработок и технологических решений. Важной частью экосистемы «Сколково» является исследовательский университет – Сколковский институт науки и технологий (Сколтех), созданный и функционирующий при поддержке Массачусетского технологического института. Строительство инфраструктуры ИЦ «Сколково» за счет федерального бюджета завершено (построены Технопарк, Университет, Гимназия, дорожная и инженерная инфраструктура).

Открытый университет Сколково (ОтУС) — программа Фонда «Сколково» по привлечению, вовлечению и интеграции студентов, аспирантов, молодых ученых с научно-технологическими и предпринимательскими компетенциями в инновационную экосистему России.

Кружковое движение – это сообщество технических энтузиастов, продвигающих мейкерство как модель производства, обеспечивающую персональный доступ изобретателя/конструктора к потребителю – без посредничества промышленных предприятий и государственных институтов.

Ожидается, что к 2035 году сообщества технологических энтузиастов будут производить 10% всей инновационной продукции в экономике страны, сравняются по количеству участников с традиционными НИОКР (2,25 млн человек) и по количеству наставников – с числом учителей школ и преподавателей колледжей и вузов по техническим предметам и специальностям. Кружковое движение НТИ должно привести к появлению компетентных специалистов в различных группах технологий, которые могут обеспечить развитие новых рынков НТИ до 2035 года.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить