. Дубна: 6 oC
Дата 16.04.2024
rss telegram vk ok

Благовещение празднуется 7 апреля. В этот день Церковь вспоминает явление Деве Марии Архангела Гавриила, который возвестил ей благую весть – от Нее родится в мир Господь, Спаситель мира.


Дата этого праздника постоянная, в отличии, скажем от даты празднования Пасхи. Данный праздник Церковь отнесла за девять месяцев до Рождества Христова. Именно поэтому принято праздновать Благовещение 7 апреля.
Благовещение – один из главных праздников церковного календаря, который соединяет в себе божественную волю и человеческую свободу. Церковь учит, что явление Архангела Гавриила не могло полностью решить вопрос о спасении человечества, требовалось еще согласие самого человека – будущей Божьей Матери.

Что Евангелие рассказывает о Благовещении
В день Благовещения произошло событие, которое в корне изменило историю всего человечества. Приблизилось время исполнения обета Божия о рождении Спасителя. Однако для того чтобы Мессия родился, свою роль в Божественном замысле должна была сыграть простая еврейская девушка Мария.
По обету, данному родителями Марии – праведными Иоакимом и Анной, – Она  была посвящена  Господу Богу и с трех до пятнадцати лет жила при Иерусалимском храме. Когда пришло время покинуть храм, Дева Мария, по решению священников, была обручена праведному Иосифу, плотнику по профессии. Пречистая Дева жила в его доме в Назарете, вела благочестивую жизнь:  занималась хозяйством, пряла лен и шерсть, читала священные книги, молилась Богу, а Иосиф плотничал.
Как все люди из народа избранного, Дева Мария хорошо знала о том, что приблизилось время пришествия обетованного Мессии. И конечно, Она помнила слова пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Будучи смиренной, Дева Мария, вероятно, и не предполагала, что вскоре Ее ждет необычное и важное событие. Важное не только для Нее одной, но и для всего человечества.
В один из обыкновенных дней, когда Мария читала Священное Писание и молилась Богу, Ей явился вестник Божий – святой архангел Гавриил, который сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28).  Приход ангела Божия и его слова смутили Пречистую Деву, но  тот продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 30–33).
Мария была девушкой благочестивой и непорочной, а Иосиф (вопреки распространенному сейчас представлению) не был Ее мужем. Он был ее покровителем и должен был оберегать ее. В древнем Израиле иногда применялась форма обручения женщины мужчине ради сохранения ее девства и исполнения обета, данного Богу. В таких взаимоотношениях находились и Мария с Иосифом. Именно поэтому, услышав обетование архангела Гавриила, Она спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). На это посланник Божий ответил самым таинственным пророчеством в истории отношений Бога и человека – он обетовал непорочное зачатие Спасителя: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). В подтверждение того, что Господь силен исполнить Свое слово, Гавриил рассказал Марии о Ее родственнице – праведной Елисавете: «Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1, 36–37).
Приняв все, что сказал Ей святой архангел, Пречистая Дева с покорностью, смирением и послушанием ответила: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). После согласия Марии, архангел Гавриил «отошел от Нее». Как учит Церковь, в тот момент, когда Мария дала Свое согласие на рождение от Нее Мессии, таинственное, непостижимое человеческим умом непорочное зачатие совершилось.
Когда праведный Иосиф узнал, что Пречистая Дева ждет ребенка, он решил отпустить Ее. Дело в том, что он опекал и берег Ее для того, чтобы Она могла продолжать Свое служение Богу. Ожидаемый же ребенок, по мнению Иосифа, свидетельствовал о том, что он не выполнил свою обязанность. Чтобы девушку не побили камнями за предполагаемое неблагочестивое поведение (ведь никто не знал, кто Отец ребенка), Иосиф и намеревался Ее отпустить. Однако во сне ему явился ангел Божий, который сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 20–21). После этого Иосиф уже не думал о том, чтобы отпустить от себя Деву Марию. Наоборот, он стал еще усерднее, с еще большим благоговением заботиться о Пречистой, ведь он тоже помнил пророчество о рождении Мессии от Девы. С этого момента Матерь Божия уже неотлучно жила в доме Иосифа до самой его праведной кончины.
Традиция выпускать птиц на Благовещение
Одна из самых поэтичных традиций Благовещения Пресвятой Богородицы — выпускать на волю птиц. Исторически это были разные птички — голуби, синицы, жаворонки. Люди ловили их в лесу, бережно сажали в клетки, а потом, собравшись все вместе, выпускали в небо.  Простые люди в чистоте народной веры считали, что лесные птицы, выпущенные на волю, будут ходатайствовать перед Господом за своих освободителей. Кроме того, голубь всегда был символом благой вести от Бога. И летящие на Благовещение в небо голуби олицетворяют благую весть о рождении Спасителя, которую архангел Гавриил принес Богородице.
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать
А.С. Пушкин
Кстати, и сейчас можем поучаствовать в этом красивом народном обычае —  в 1990-е годы в русских церквях вновь стали выпускать 7 апреля голубей. 

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить