. Дубна: 2 oC
Дата 19.04.2024
rss telegram vk ok

История с уренгойским мальчиком в Бундестаге очень поучительна в проекции на внутрение проблемы примирения в России. Эта история показала, что к потомкам гитлеровцев у нас зачастую относятся куда более нежно, чем к потомкам жителей СССР, переживших Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Кто писал речь школьнику и кто выбрал формулировку о «невинности» фаишистского солдата, нам, видимо, уже никто скажет. Однако удивляет защита слов мальчика на высшем государственном уровне. «Очевидно, школьник не имел в виду ничего плохого и волновался, когда выступал в бундестаге», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Оказывается, виновато волнение, а не тот, кто писал для школьника произнесенный им по бумажке текст.

По-видимому, логика защитников уренгойского школьника проста: сегодняшние немцы не виноваты в преступлениях своих отцов и дедов, а значит, нечего ворошить прошлое.

Как говорил герой комедии Гайдая «Операция Ы», сейчас к людЯм надо помягше, а на вопросы смотреть ширше.

Ладно. Тогда почему эту же логику в нашем сегодняшнем государстве не применить к СССР и так называемым совкам?

«Сейчас некоторые говорят: зачем вспоминать о тех репрессиях, ведь все это было давно, и если мы сейчас начнем говорить об этом, то взбудоражим общество, которое, наоборот, мы должны стремиться примирить. Мне кажется, и здесь позиция Церкви выражена очень четко, что замалчивание исторических фактов не ведет к примирению в обществе», – рассуждает в телеэфире председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Многие живущие сегодня в России бывшие советские люди имеют в своих семьях репрессированных, но предпочитают не затрагивать эту тему – дело прошлое. Месть – плохое чувство. Пережили и забыли. Жизнь продолжается – это главное. И позиция некоторых православных, настаивающих на постоянном «размазывании» почившей в Бозе Советской власти вызывает нехорошую ассоциацию со средневековым жутким синодом католиков над телом папы Формоза.

В 2015 году премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. «В ходе реализации Концепции предполагается создать музейно-мемориальные комплексы и тематические экспозиции по истории политических репрессий, разработать учебные пособия и образовательные программы, создать базы данных, издавать книжно-журнальную и аудиовизуальную продукцию, осуществить ряд научно-исследовательских работ, провести конференции, семинары и т.д.

Принятые решения по увековечению памяти жертв политических репрессий призваны способствовать развитию партнёрского взаимодействия государства и гражданского общества, укреплению межпоколенческих связей, преемственности культурного опыта, патриотическому воспитанию молодёжи», – говорится в Распоряжении №1561-р от 15.08.2015 г., подписанном Дмитрием Медведевым.

«Так случилось в нашей стране, когда при советской власти повсеместно и в разные годы по политическим мотивам репрессировали миллионы людей, – предлагает учителю с таким текстом обратиться к ученикам детальное учебное пособие «Изучение в школе истории сталинских репрессий». – Политические репрессии начались с первых дней советской власти и продолжались до рубежа 1991–1992 годов, когда из пермских политзон вышли на свободу последние политические заключенные», – продолжает методичка об изучении в школе репрессий, изданная в 2015 году.

«Учащимся следует иметь представление о следующих характерных чертах сложившейся в 30-е годы ХХ века системы отправления власти

Определяющая роль насилия в идеологии и практической деятельности большевиков

Жестокость большевистских руководителей (Ленина, Сталина и других) по отношению к собственному народу

Преступный характер отправления власти советскими вождями (Лениным, Сталиным и другими

Тотальный обман народа

Мобилизационная модель решения экономических и социальных проблем, в частности, рельефно проявившаяся в кампаниях по повышению производительности труда (ударничество, «стахановское движение» и т. п.), в борьбе с «врагами народа», мобилизации рабочей силы (фактическое прикрепление работников к предприятиям, использование труда спецпоселенцев и заключенных, трудовые мобилизации граждан «враждебных советскому народу национальностей» и т. п.)»

Вполне естественно, что при таком подходе у школьников формируется убеждение об СССР как о преступной стране, населенной исключительно палачами и их жертвами.

Работа со школьниками в этом деле авторами учебного пособия продумана до тонкостей. Детям предлагают не только смотреть фотографии и документальные фильмы из серии «Исторические хроники» Н.Сванидзе с последующим их обсуждением. Школьники должны изучить репрессиии что называется на себе – войдя в образ репрессированного или его ближайшего родственника. К примеру, написать письмо о «раскулачивании», составить посылку заключенному ГУЛАГа с последующим эвристическим обсуждением своих действий. Затем учитель должен организовать обсуждение написанных школьниками текстов в малых группах, организовать ролевые игры и дискуссии с дебатами, к примеру, на тему «Нужны ли действия по преодолению тоталитарных практик?».

«Обязательно следует спросить членов команд, какие чувства они испытывали во время дебатов, не испытывал ли кто-либо дискомфорт? Почему? Это важно, поскольку невербализованные негативные эмоции могут воздействовать на психику угнетающе», инструктирует учителя учебное пособие.

Упомянутая методичка для учителей истории рекомендует участие школьников в митинге в День памяти жертв политических репрессий с возложением венков и зажжением свечей, а также экскурсии по местам репрессий, потому что «в России трудно отыскать территорию, где нет мест, связанных с политическими репрессиями». По поводу экскурсий авторы методички отмечают, что «эффективность пассивного участия в экскурсии не столь велика». А значит, «желательно поставить учащегося в субъектную позицию, сделав его активным действующим лицом, дать ему возможность самостоятельно открыть памятные места».

«Хочется верить, что, приобщившись таким образом к нашей истории, вы будете ценить ее во всем многообразии, потому что не патриотично избирательно любить Родину, выделяя только счастливые страницы, те, которыми можно и нужно гордиться». Этой рефлексией, по совету авторов учебного пособия о сталинских репрессиях, учитель должен закончить экскурсию по местам боли и страданий.

Мне почему-то кажется, что примерно такими же инструкциями могла быть снабжена деятельность уренгойских школьников, изучавших кладбища немецких военнопленных в России.

В связи с организацией по методичке рефлексий российских школьников о сталинских репрессиях вспоминается, как долго и много нам рассказывали о покаянии немцев за преступления Гитлера. Немцы действительно каются. Но только за Холокост. Об уничтожении десятков миллионов советских граждан речи в этом покаянии нет. «Сейчас в немецких школах учат точное число умерщвлённых нацистами евреев и цыган, однако про три миллиона погибших в плену советских солдат (подпадающих под определение холокоста в широком смысле) немцам неизвестно – так же как и про миллион жертв блокады Ленинграда, и про тысячи сожжённых деревень в СССР», – свидетельствует российский журналист Георгий Зотов.

Со времени украинского Майдана и присоединения Крыма к России наши государственные СМИ постоянно рассказывают о двойных стандартах и фальсификации истории со стороны наших бывших зарубежных партнеров. При этом нельзя сказать, что и двойные стандарты, и фальсификация истории обнаружились именно в 2014 году. У всех на глазах эти процессы шли почти три десятка лет, но все это время на государственном уровне в России их предпочитали не замечать.

Точно такие же двойные стандарты видны невооруженным глазом во внутренней политике России, когда с одной стороны нас призывают к патриотизму и объединению, а с другой – клеймят Октябрьскую революцию и поганый СССР, называя его тюрьмой народов, как большевики называли дореволюционную Российскую империю. И выход из плоскости внутренних двойных стандартов пока не просматривается.

А ведь он есть.

Чтобы состоялось примирение, нужно принять, что сегодняшние жители России – не несут ответственности за поступки предков, ни красных, ни белых. И объединить историю России и историю СССР как историю одного государства.

Источник

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить