. Дубна: 13 oC
Дата 27.04.2024
rss telegram vk ok

medvedsmi

Хозяева российского медиарынка меняются. За несколько месяцев целая череда реорганизаций, перераспределения финансовых потоков и кадровых ротаций коснулась ключевых СМИ.

Изменениям подверглись РИА "Новости", ИТАР-ТАСС, "Российская газета", медиахолдинг "Газпрома". Минобороны заявило о создании своего информагентства.

Самым неожиданным стал указ президента Владимира Путина от 9 декабря, в котором речь идет о ликвидации государственного фонда телевизионных и радиопрограмм с последующей передачей его функций и имущества ВГТРК.  "Гостелерадиофонд" входил в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и являлся одним из крупнейших архивов киновидеоматериалов, звукозаписей и фотоматериалов, записанных до 1995 года. Другое архивное учреждение – "Российская книжная палата" также ликвидируется, а ее функции передаются ФГУП ИТАР-ТАСС.

Произошло укрупнение "Российской газеты" путем присоединения редакции журнала "Родина", учредителями которого являются Администрация президента и правительство РФ.

Наиболее значительным в этом указе был пункт о создании нового ФГУПа "Международное информационное агентство "Россия сегодня". Новому агентству переходит имущество ликвидируемой радиостанции "Голос России" и РИА "Новости". Войдет в холдинг и телекомпания Russia Today. Гендиректором "Россия сегодня" стал тележурналист ВГТРК Дмитрий Киселев.

Указ от 9 декабря прозвучал как гром среди ясного неба даже для сотрудников агентства, что означает, что его подготовку и всю необходимую работу провели в обстановке практически полной секретности, отмечает издание Накануне.ру.

Руководитель Администрации Президента Сергей Иванов, который обусловил этот указ оптимизацией финансовых расходов и необходимостью экономить.

Как заметили либеральные СМИ, государственные СМИ не заметили сокращения финансирования. В частности, поправки к изменению бюджета 2013 года, утвержденные в середине ноября, предусматривают дополнительные 341 млн руб. на финансирование ИТАР-ТАСС, кроме того, ряд государственных телеканалов получат субсидию 176 млн руб. 

Для сравнения,

в 2012 году бюджет государственных СМИ превышал 75 млрд руб., львиная доля которых шла на финансирование федеральных телеканалов.

При этом, на долю РИА "Новости" приходилось примерно 2,6 млрд руб., ИТАР-ТАСС – чуть меньше 1 млрд руб. По данным за 2013 год, бюджет РИА "Новости" приближался к 2,9 млрд руб.

Интересно, что на коммерческом медиарынке также происходят весьма существенные изменения. Еще больше года назад во главе государственного ИТАР-ТАСС  встал Сергей Михайлов, входящий много лет в состав правления ОАО "РЖД" и считающийся "человеком Якунина", а спустя некоторое время этот клан приобрел определенное влияние и на коммерческом сегменте рынка – 1 августа 2013 года Юлиана Слащева возглавила крупнейший независимый медиахолдинг "СТС-Медиа", которому принадлежит три телеканала – СТС, "Домашний", "Перец", а также ряд телеканалов на постсоветском пространстве. Слащева, отметим, на момент назначения на пост была президентом PR-агентства "Михайлов и партнеры", основанного Сергеем Михайловым.


 "Руку Якунина" некоторые наблюдатели усмотрели и в расформировании РИА "Новости". Именно это агентство первым дало новость об "отставке" главы РЖД.

Еще один член кооператива "Озеро" Юрий Ковальчук обладает контролем над целым пулом СМИ. В частности, как основной акционер банка "Россия", он контролирует "Пятый канал" и "Радио Петербург", РЕН-ТВ, Первый канал, "Известия", "Русскую службу новостей" и ряд менее крупных проектов.

 Кроме того, существенное влияние Ковальчук имеет на медиа-холдинг "Газпром-медиа" в качестве одного из крупнейших акционеров "Согаз". Интересно, что "Газпром-медиа" недавно возглавил экс-министр и советник президента Путина Михаил Лесин. А спустя недолгое время, он объявил о приобретении медиаактивов у холдинга Владимира Потанина.


По официальным данным, холдинг объединяет все сегменты медиаиндустрии: телевидение (телекомпании НТВ, ТНТ, спутниковая телекомпания НТВ-ПЛЮС); радио ("Эхо Москвы", "CИТИ-FM", "Relax-FM", "Детское радио", "Comedy Radio"); пресса (Издательство "Семь дней", журналы "Итоги", "7 дней – Телепрограмма", "Караван историй", "Караван историй. Коллекция", газета "Трибуна", журнал-телегид "Панорама TV"); кинопроизводство (кинокомпания "НТВ-КИНО"); реклама сейлз-хаусы "Газпром-Медиа" и "ГПМ-Диджитал"); кинопрокат (кинотеатры "Октябрь", "Кристалл-Палас"); интернет (видео-порталы "Rutube" и "Now.ru").

После осуществления сделки с "Интеррос" эта группа компаний пополнится рядом известных брендов, включая "ТВ3", "2х2" и "Пятница" в сегменте телевидения; "Авторадио", "Energy", "Радио Romantika" и "Юмор FM" в сегменте радио; "Централ Партнершип" на рынке производства и дистрибуции кино.

Таким образом, по мнению наблюдателей, Путин и его "ближний круг" формируют огромный медиаресурс, который, если его использовать умело, может успешно формировать общественное мнение и противостоять либеральным СМИ.

"Государство хочет больше влиять на медиапространство, готовясь к непростым медиавойнам, которые будут развязывать либеральные СМИ, те же "Ведомости" и прочие, проводя свои идеи", – предположил в беседе с Накануне.RU гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.


Многие эксперты, анализируя ситуацию в Сирии и в ряде других "горячих точек" последних лет, констатируют, что Россия была не готова к информационным войнам. Учитывая глобальные изменения, происходящие на российском медиапространстве, можно предположить, что государство решило сменить концепцию информационной повестки. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов фактор 2018 года, памятуя о том, что происходило в конце 2011 – начале 2012. 


Вполне возможно, что либерально-западнический курс государства меняется на курс повышения суверенитета России. Не исключено, что вслед за этим начнут происходить изменения и во внутренней политике России, которые могли бы наполнить информповестку иным содержанием, считает руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко. 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить