. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

studentka

У одних начало Великой Отечественной войны вызывает непреодолимое желание назвать всех тогдашних жителей Советского Союза сборищем уголовников и садистов, на которых бедняга Гитлер напал от отчаяния.

А я выросла на выжженой войной Украине, среди памяти этой войны, среди тех, кто воевал за моих родителей и за меня, за моих соседей и друзей. В том песке, где я играла, еще находили неразорвавшиеся гранаты и мины. Помню, как одна такая гранта убила двух моих детсадовских сверстников из соседнего двора. Мы просто услышали взрыв, а их в тот момент не стало.

Каждый год 9 мая весь мой миллионный город поголовно, не по команде, а по душевной обязанности тек семьями и разновозрастными компаниями с цветами к памятникам войны. Их было много, этих памятников. Они были разные. К памятникам шли не спеша, у памятников долго стояли, молчали, вспоминали. Нам всем было кого вспомнить – почти в каждой семье нашего города кто-то сложил голову либо в боях на фронте, либо замученный в фашистском концлагере. И о войне у меня и моих друзей своя правда, наша правда. 

Например, такая.

Рассказывает Михаил Якобсон:

"Об этом вы не прочтёте ни в одном учебнике, ни в одном справочнике, ни в одной книге о войне – хоть Великой Отечественной, хоть Второй мировой. Об этом не говорят на митингах 9 мая. Только топорщатся на Безымянной высоте гранитные пилоны над бывшим Вечным огнём в малолюдном районе днепропетровского левобережья да стоит возле Потёмкинского дворца в парке Шевченко грустная девушка из серого гранита, а рядом на камне: «Во имя жизни на земле они остались молодыми».

Старожилы говорят: «Памятник погибшим студентам». А почему именно студентам? Не рабочим, не колхозникам, не преподавателям? Мало кто знает даже из старожилов.

Когда в июньские дни 41-го началась мобилизация, кто-то из местного начальства здраво рассудил, что из студентов технических ВУЗов стоит готовить артиллеристов – минимальные знания у них уже есть. И вот старшекурсников (3 – 5 курс) отправили в артакадемию в Москву (мой отец на фронт попал только под Сталинград, лейтенантом). А вчерашними школьниками (1 – 2 курс) укомплектовали местное артучилище.

Не стоит повторять, что творилось на Украине летом 41-го, вот об этом как раз написаны огромные тома. Советская армия откатывалась на восток, где с боями, а где и без. Днепропетровск защищать никто не собирался – были, видимо, на то высшие стратегические  соображения.

Вот только в артучилище об этих соображениях не знали – не до студентов-курсантов было в спешке повального начальственного драпа.

И в одно не слишком прекрасное утро выяснилось, что к городу подходят немцы, а в городе есть единственное воинское подразделение – вот это самое  артучилище. Толпа кое-как вооружённых студентов и несколько офицеров-преподавателей. Впрочем, парочка орудий всё же была, и кто-то даже умел с ними обращаться. Боеприпасы, правда, считали на штуки.

Начальник училища вывел свою ораву на окраину города и занял оборону.

При приближении противника сделали несколько выстрелов. Снаряды кончились быстро, но немцы этого не знали и от неожиданности остановились. Кто-то, наверное, получил нагоняй за плохую работу разведки, возможно, кого-то даже расстреляли – ведь доложено было, что город красными оставлен.

Чтобы не рисковать, немцы окопались и решили дождаться артиллерии. И только после хорошей артподготовки двинулись дальше.

Так из-за упрямых студентов  деятельность гестапо в Днепропетровске началась на сутки позже.

А уцелевшие студенты отошли к вокзалу. Здесь обнаружился кем-то забытый, готовый к отправке эшелон – как видно, чудеса случаются в любое время. В эшелон погрузили раненых, оставшиеся должны были прикрыть его отправление. Поезд проскочил мост через Днепр и ушёл на восток. Несколько человек из числа этих раненых дожили до Победы.

У оставшихся шансов на спасение не осталось. Понимали они это? Я не знаю. Рассказать об этом было уже некому.

Как они продержались в полуразрушенном вокзале до темноты – тоже не знаю. Но они продержались и ночью уцелевшие попытались уйти на левый берег. И ушли. Но недалеко. На высотке, где сегодня стоят пилоны, и не горит Вечный огонь, они в последний раз попытались занять оборону. Подошедшие немцы к этому времени уже поняли, с кем они воюют третий день, и были очень обозлены. Брать пленных они не собирались. С Безымянной высоты не ушёл никто.

Советские историки обошли эту историю молчанием. Это понятно. Срам для великой армии бросить на расправу почти безоружных мальчишек. Антисоветским историкам  тоже не интересно было опровергать собственный тезис о повальной капитуляции, которую, якобы, остановили только массовые расстрелы. 

В музее Университета МВД, что сегодня расположился в здании бывшего артучилища, есть скромный стенд, посвящённый «курсантам, доблестно сражавшимся с немецко-фашистскими захватчиками». Без подробностей.

Где-то, наверняка, есть документы. Кто-то из не последних чиновников советского Днепропетровска пытался, видимо, прорвать заговор молчания – ведь появились же два памятника! Но большего добиться не удалось.

А сегодня это вообще никому не нужно. У нас теперь другие герои.

Откуда я знаю обо всём этом? Так случилось, что среди друзей моих родителей было двое из того эшелона, добравшихся до своих, успевших ещё повоевать и вернувшихся. Рассказывали они очень неохотно. В то время было не принято много говорить о «неофициальной» истории. Но что-то я услышал, что-то зацепилось в памяти.

С детства помню, что 9-го мая мы всей семьёй ходили не к помпезному и официозному Памятнику Славы, а к Студентке. Много позже мне пришло в голову, что мама (она была моложе отца на два года) могла воспринимать эту гранитную студентку как подругу юности. Ведь у обеих не осталось ни одного одноклассника, ни одного однокурсника…

И вот теперь я, как идиот, рассказываю эту историю при всяком удобном и неудобном случае. Зачем? Понятия не имею. Но зачем-то мне это нужно, и я вновь и вновь рассказываю – всем, кто соглашается слушать. А у некоторых и согласия не спрашиваю.

В награду – или в наказание – тем, кто дочитал всё это до конца, добавлю стихи, посвященные фронтовикам. Автор – Анатолий Якобсон, мой старший брат.

Сотрёт со временем время 

легенды и книги про вас.  

У каждого поколения –      

свои долги и права.

Кому-то к небу взвиваться,           

петь счастливо и звонко.   

Кому-то в эвакуации          

расти под нелёгкие сводки.           

Кому-то идти с боями

к Берлинам или к могилам.

Кому-то нести эту память,

как совесть, сквозь годы мира.

Течёт торжественно Лета,

диктуя мирам закон...

У нас своё поколение.

Мы – дети фронтовиков".

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить