. Дубна: 7 oC
Дата 28.03.2024
rss telegram vk ok

officeplankton

Тема образования у нас – одна из самых обсуждаемых, что вполне закономерно, поскольку постоянные реформы последних лет поставили его на грань катастрофы.

Однако все обсуждения этой темы весьма поверхностны и сводятся, в основном, к вопросам ЕГЭ, коррупции в ВУЗах и школьной формы. В то время как давно пора решить для себя, какое образование мы вообще хотим построить в России, и какими мы хотим видеть нынешних школьников через 10 – 15 лет. Если оставить всё так, как есть, то по истечении этого срока никакого образования в России вообще может не остаться.

Молодое поколение стремительно деградирует. Беспрецедентное понижение в этом году минимального балла на ЕГЭ по русскому языку позволит окончить школу (а благодаря ЕГЭ и поступить в ВУЗы) совершенно неграмотным людям. Таких уже 15 – 20 %, как показали результаты экзаменов, а дальше этот процент будет только увеличиваться. И эти вот выпускники, которых раньше и в техникум бы не приняли – максимум в ПТУ, через пять лет станут «молодыми специалистами», правда, с тем же уровнем грамотности. И как они будут работать – лучше даже не представлять. ЕГЭ или не ЕГЭ, но нужно сделать так, чтобы в ВУЗы поступали лишь достойные абитуриенты.

При этом большинству будущих студентов нет особой разницы, какую специальность выбрать, поскольку приобретать знания почти никто из них не собирается, главное – получить заветную «корочку», без которой сейчас и вправду никуда: даже у продавцов в ларьке уже начали требовать наличия диплома. Хотелось бы назвать такую ситуацию абсурдной, да не получается, ибо высшее образование в сегодняшней России настолько обесценилось и потеряло в качестве, что диплом действительно зачастую подтверждает лишь способность торговать в ларьке. Те же, кто не сумел получить (или даже купить – благо возможностей для этого полно) хоть какую-то «корку», справедливо расцениваются как совсем уж никчёмные работники, ибо сейчас в России не суметь получить хоть какое-нибудь высшее образование – это надо совсем уж быть ни на что не способным. Отсюда и панический страх школьников «не поступить» – вплоть до самоубийств.

Тем самым ни о какой осмысленности получения образования и выбора будущей профессии речи не идёт – студентам профессия не нужна, нужен диплом как можно более престижного ВУЗа, который будет котироваться у работодателей. Диплом сейчас – это не подтверждение наличия профессиональных знаний, а всего лишь талон, дающий право на получение хоть сколько-нибудь денежной работы. При этом никого не волнует, есть ли у обладателя диплома реальные знания или нет, главное – наименование ВУЗа, выступающее в качестве бренда. Налицо дискредитация высшего образования – полная и безоговорочная.

Каждый год выпускаются армии «молодых специалистов», которые никогда не состоятся в профессии, потому что, отучившись кое-как и получив долгожданный диплом, люди претендуют на высокие зарплаты, ничего не умея делать. Рабочим на завод, швеёй на фабрику, кассиром, медсестрой или судебным приставом-исполнителем никто из них работать не пойдёт (с высшим-то образованием!), а мест высокооплачиваемых специалистов на всех не хватает. Отсюда безработица, минимальные зарплаты «офисного планктона» и массовая работа не по специальности. Потому у нас многочисленные выпускники экономических, юридических, технических и других ВУЗов занимаются банальной торговлей товарами, произведёнными не ими (при том, что торговать они тоже, по сути, не умеют, т. к. не обучались в торговых училищах и университетах). Или же идут переучиваться, тратя свои время и деньги, чтобы получить новую специальность, которая тоже не факт, что будет востребована.

Но и с тем студенческим меньшинством, что добросовестно учится выбранной профессии и по окончании ВУЗа находит работу по специальности, тоже всё очень печально. Высшее образование – это именно высшее, и люди, его получившие, должны быть готовыми специалистами и руководителями среднего звена, уже имеющими представление о процессе производства продукции, оказания услуг или государственной службы. Вместо этого, получив даже хорошее высшее образование, вчерашние студенты начинают руководить процессом, имея лишь теоретические знания, чем вызывают веселье, неуважение или даже проклятия у подчинённых работников, которые, в отличие них, действительно знают своё дело. И ведь это не потому, что новоиспечённые руководители плохо учились, а потому, что “теория без практики мертва”.

Учиться профессии нужно с низов. К примеру, инженеры должны быть способными работать в цехах, врачи должны уметь ставить уколы так же, как медсёстры, следователям нужен опыт оперативной работы, чиновники сферы образования просто обязаны поработать учителями.

Иными словами, будущим специалистам сперва необходимо научиться рабочим профессиям, а уж потом, со знанием дела, понимая суть работы в своей сфере, идти получать высшее образование, чтобы претендовать на руководящие должности. Имея диплом и став руководителями, при этом зная не понаслышке работу в выбранной профессии и будучи в курсе имеющихся в ней проблем, эти молодые специалисты (уже без кавычек) смогут реально улучшить работу, а не загубить её, как у нас чаще всего и происходит.

Только вот получать среднее профессиональное образование нынешних школьников никак не заставишь. Если в позднем СССР доля поступающих в техникумы и училища из общего количества абитуриентов составляла около 40 %, то сейчас хорошо, если 10 % набирается.

В обществе почему-то сложилось мнение, что на рабочие специальности идут лишь маргиналы, у которых не было возможности после школы продолжить обучение в ВУЗах.

Молодые люди предпочитают отучиться в ВУЗе по гуманитарному и экономическому направлениям, чтобы стать впоследствии «офисным планктоном», получая при этом в полтора раза меньше, чем заработали бы на производстве. А лозунги типа «любой труд престижен» воспринимают как «развод для лохов». И никакие переименования техникумов в колледжи проблему не решают. В итоге – отсутствие квалифицированных работников (с сопутствующей проблемой мигрантов) и переизбыток невостребованных лиц с ВУЗовскими дипломами.

Нельзя не вспомнить и о коммерциализации образования, хоть высшего, хоть среднего профессионального. Дипломы, по сути, банально продаются в рассрочку на несколько лет. Попасть на бюджетное место можно лишь в теории. Ни о каком «равенстве возможностей» и речи не идёт. Мало сдать ЕГЭ, нужно ещё найти деньги на учёбу. И вот родители вынуждены «затянуть пояса» и платить за то, чтобы их дети не остались без диплома – вещи ныне, в общем-то, бессмысленной, но, тем не менее, обязательной. Есть деньги у родителей – будет диплом, нет – не будет (или будет такой, с которым никуда не возьмут). При этом зачастую факт получения образования студентами не ценится вообще, поскольку на оплату обучения заработали их родители, а не они сами, что не лучшим образом сказывается на качестве учёбы. Впрочем, если они зарабатывают сами, это тоже сказывается на качестве учебы.

Решение заключается в обязательности среднего профессионального образования (техникумы, колледжи) либо среднего специального образования (ПТУ).

Десятый и одиннадцатый классы средней школы должны быть упразднены. Школа девятилетняя, задача которой – дать детям максимально широкий спектр знаний на базовом уровне, позволяющий определиться с будущим выбором профессии.

Все выпускники девятых классов школы сдают ЕГЭ (вот тут он в самый раз), по результатам которого поступают в техникумы и колледжи по выбранной специальности: технической, юридической, педагогической, музыкальной, медицинской, экономической. Это для того, чтобы каждый человек к восемнадцати годам не только окончил школу, но и получил профессию и уже мог работать, делать что-то полезное для страны и людей. Школьники, не сдавшие ЕГЭ, отправляются доучиваться в ПТУ, после которых, получив среднее специальное образование, могут поступать без экзаменов в любой техникум или колледж по своему усмотрению (если захотят) либо пойти работать на завод.

Учёба в техникумах и колледжах должна быть только очной, чтобы дети не отвлекались от учёбы, и полностью бесплатной, чтобы любой человек в нашей стране имел право научиться работать, не платя за это ни копейки. Молодые люди, закончив средние профессиональные учебные заведения, пойдут работать на заводы, фабрики, судебными приставами, милиционерами, медсёстрами. Проблема нехватки рабочих рук исчезнет сама собой, как и проблема безработицы. Попутно сократится количество преступников, маргиналов и других асоциальных элементов общества, так как все будут при деле.

Сократится даже количество девиц лёгкого поведения, которые «приехали поступать и не поступили», потому что в любом случае у них будет профессия, позволяющая честно зарабатывать себе на жизнь. У людей появится выбор, которого сейчас нет, им будет дана «путёвка в жизнь», воспетая некогда в великом одноимённом фильме.

Лучшие выпускники техникумов и колледжей, которые будут стремиться получить высшее образование, осознав, что им это действительно нужно, смогут поступить в институты, академии и университеты, но – и вот тут очень важный и принципиальный момент – поступить исключительно на ту же специальность, на которой учились. Это поможет им развить и углубить полученную базу знаний, и стать действительно специалистами и руководителями в выбранной области, поскольку обучение в ВУЗе человека, у которого уже сложился определённый образ мышления и имеется некоторый багаж знаний и умений, гораздо продуктивнее обучения вчерашнего школьника.

Логика проста: сначала низший уровень знаний в выбранной сфере, затем – высший. Никого ведь не смущает, что в консерватории нечего делать не то что даже без музыкальной школы, но и без музыкального училища, примерно так же и в любой области знаний. Если же выпускник захочет сменить специальность и учиться в другом ВУЗе – не проблема, пусть идёт в другой техникум по новой специальности и оканчивает его по ускоренному курсу. Это всё равно лучше, чем жалеть о неправильном выборе специальности уже после окончания ВУЗа и вынужденно получать второе высшее образование.

Поступать в ВУЗы абитуриенты должны без всякого ЕГЭ, на основании нормальных экзаменов. Экзамены можно даже усложнить: кто захочет, тот обязательно поступит, и если не с первого, так с третьего раза точно, торопиться некуда (все ведь уже имеют специальность и работают), зато уровень знаний абитуриентов будет на высоте.

Учёба в ВУЗах должна быть только заочной (с увеличенным количеством часов установочных лекций и производственных практик), а также полностью платной. Это необходимо для того, чтобы молодые люди не жили весело от сессии до сессии, читая раз в семестр скопированные у какой-нибудь отличницы конспекты, а готовились к экзаменам по фундаментальным учебникам, изучая попутно весь процесс работы «снизу», работая на месте тех, кем они впоследствии будут руководить. А ещё для того, чтобы они могли и имели для этого достаточно времени сами заработать на высшее образование, ощутив при этом его ценность. За счёт вырученных денег будет обеспечена бесплатность среднего профессионального образования.

Ну и на предприятиях и в организациях всех форм собственности необходимо установить определённый образовательный ценз, согласно которому, к примеру, руководитель уровня начальника отдела и выше обязан иметь высшее образование. Это позволит мотивировать лучших работников на увеличение количества знаний путём поступления в ВУЗ. Так сформируется истинная элита – руководителями смогут стать только те, кто смог и захотел «перерасти» хороший средний профессиональный уровень, кто может долго и упорно учиться, не забывая при этом применять полученные знания в реальной работе, для кого высшее образование – подтверждение уже состоявшегося реального профессионализма.

Система жёсткая, но без этого никак. Тут надо понимать, что никакой это не тоталитаризм, и никто не собирается отправлять крутить гайки на завод будущих юристов и бухгалтеров. Идея в другом. Необходимо, чтобы любой человек, получающий высшее образование, уже имел среднее профессиональное образование в этой области и работал по специальности. Только тогда высшее образование станет полезной надстройкой на имеющемся профессиональном базисе.

Внедрение предложенной системы должно привести к следующим результатам:

уровня ЕГЭ школьники достигнут уже к окончанию девятого класса (по сложности заданий нынешний ЕГЭ примерно и соответствует девятому классу советской школы, если не восьмому), после чего у них начнётся настоящая учёба;

среднее профессиональное образование перестанет быть непрестижным, ибо получат его все без исключения, причём бесплатно, независимо от уровня дохода родителей;

образовательный уровень выпускников техникумов и колледжей станет примерно соответствующим уровню образования выпускников нынешних ВУЗов;

снизится безработица, т. к. имея профессию, найти работу гораздо легче;

снизится количество асоциальных элементов общества, не нашедших применения в жизни;

уйдёт в небытие понятие «офисный планктон», вместо него появятся специалисты рабочих профессий, которых сейчас очень не хватает;

выбор профессии станет осмысленным, за время учёбы в техникуме человек сможет понять, правильно ли он выбрал специальность, и если нет, то будет иметь возможность оперативно переучиться ещё на уровне среднего профессионального образования;

высшее образование приобретёт особую ценность из-за высокой сложности его получения и необходимости своим трудом на него заработать;

ВУЗы получат целеустремлённых, грамотных студентов, уже работающих по специальности;

образовательный уровень выпускников ВУЗов станет действительно очень высоким, каким он и должен быть;

предприятия и организации получат компетентных руководителей, знающих работу не только в теории, но и на практике.

Этого вполне можно добиться. Надо только забыть о либеральных стонах про священное право человека ничего не делать и ничему не учиться. Нет тут никаких нарушений прав человека, есть лишь гарантия обеспечения права человека на труд.

Сейчас часто вспоминают о советских временах, когда молодёжь стремилась к звёздам, о людях труда, альтруизме и комсомольцах-добровольцах. Ну вот и надо создать систему, при которой это всё станет возможным, систему, при которой учатся работать все. И не столь важно, станут ли все работать по полученным специальностям. Важно то, что все изначально эти специальности получат. Важно то, что все без исключения «выйдут из народа», все познают, что такое труд, – и «мальчики-мажоры», и «гламурные кисо». Это, по идее, должно ещё и снизить расслоение общества, но тут уж как получится.

Если с детства учить людей трудиться, если разъяснять им, что главное в жизни – это приносить пользу людям своим трудом, если обучать вчерашних школьников необходимым профессиям, если учить тому, что диплом о высшем образовании – это не модный аксессуар, не повод откосить от армии, а свидетельство о наличии знаний, необходимых самому человеку, обществу и государству, свидетельство, которое ещё нужно заслужить честным трудом, то сознание людей со временем вернётся от потребительского к созидательному, а образованием нашим снова можно будет гордиться.

Константин Константинов

Родился в 1977 году,  управленец-железнодорожник, юрист, финансист, место жительства: Россия, Новосибирск. 

Источник

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить