. Дубна: 5 oC
Дата 20.04.2024
rss telegram vk ok

Первый Всероссийский форум «Наставник» стал знаменательным событием в современном российском образовании. Впервые за много лет на первый план на самом высшем государственном уровне выведена не коммерческая, а человеческая – воспитательная сторона этого важного дела.

«Наставником невозможно стать по должностным обязанностям, по приказу или за материальное поощрение. Это нечто большее. Ключевое качество наставника – бескорыстность», – заявил 13 февраля на церемонии открытия форума первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. Форум проходит в 75-м павильоне ВДНХ и собрал на свои мероприятия более десяти тысяч человек.

Что интересно, Сергей Кириенко фактически опроверг современный модный тезис, что нынче всему можно научиться в интернете, что называется, одной левой. «Какие бы ни появлялись уникальные компьютерные программы, какие бы новые возможности нам бы ни открывала работа с большими данными и искусственным интеллектом, все равно – навыки, знания, особенно ценности, передаются от человека к человеку», – сказал он.

Помощник президента РФ Андрей Белоусов тоже приветствовал участников форума «Наставник» с главной сцены события. Он подчеркнул и другую важную роль наставничества: «Наставничество – это ответ на основной бич нашего времени: проблему разобщенности и одиночества, на проблему невозможности найти ответы на те вопросы, которые у людей самых разных возрастов возникают, в первую очередь, у подростков и людей, которые вступают во взрослую жизнь. Казалось бы, коммуникация развивается, социальные сети, гаджеты и так далее. Но чем больше это все развивается, тем больше люди становятся одинокими. Это научный факт из социологии», – сказал Андрей Белоусов.

Наставник – больше, чем учитель, считает помощник главы государства. «Каждый из нас интуитивно понимает, где кончается учитель (даже талантливый учитель, хороший учитель) и где начинается наставник. Наставник – это человек, которому ты можешь позвонить в два часа ночи и сказать: «Знаешь, Иван Иванович, я вот тут не сплю, размышляю, у меня проблема, я не могу понять чего-то в жизни», и он тебя не пошлёт. Это человек, к которому ты можешь прийти не с профессиональным, а с жизненным вопросом», – пояснил Андрей Белоусов.

Генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева поделилась с участниками форума своим убеждением, что хороший наставник не должен навязывать свое мнение. Его главной задачей является создание условий для раскрытия собственного потенциала подопечного, рассказала она на церемонии открытия Всероссийского форума «Наставник».

Министр связи и массовых коммуникацийФ Николай Никифоров, участвуя в форуме «Наставник», выступил на панельной дискуссии «Чиновник 2.0 – наставничество на госслужбе» и предложил пользоваться наставничеством в цифровом режиме. «Нельзя отбрасывать, отрицать цифровую составляющую, необходимо сочетать живое человеческое наставничество в реальном мире с коммуникацией эффективных государственных служащих в электронном формате», – заявил он. По мнению министра, с помощью приставки «Чиновник 2.0» стираются иерархические границы в сфере гослужбы, заметен переход к модели горизонтального управления. В этой парадигме появляется много наставников, и они не обязательно должны быть привязаны к какой-то одной структуре. Николай Никифоров привел в пример внедрение электронного документооборота, который связывают в единую сеть всех государственных служащих – муниципальных, региональных и федеральных, формируя цифровые платформы, создающие возможность, «для того чтобы наставничество происходило принципиально на другом уровне, совсем не так, как это было лет 10 назад».

Галина Семья, член координационного совета при президенте РФ по реализации национальной стратегии действий в интересах детей назвала ключевыми факторами успеха наставничества как движения – внимание первых лиц государства, развитие законодательства, финансовую поддержку, креативность регионов и исполнителей.

Проблему лицензирования кружковой наставнической деятельности должен решить новый Законопроект о научно-технической и инновационной деятельности. Его разработку Минобрнауки завершило в декабре. Документ призван узаконить работу волонтеров и наставников кружках для детей и подростков. Об этом во время пленарной дискуссии «Что нужно движению наставников в кружках – регулирование или дерегулирование?» на форуме «Наставник» рассказал советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник. «В этом законопроекте предлагается следующее: всю научно-техническую и инновационную деятельность подразделить на ряд этапов, ввести отдельную статью «научно-просветительская деятельность. И в этом смысле она лицензированию не подлежит. Таким образом, она будет узаконена», – уточнил он. Предполагается, что законопроект будет внесен в правительство в июне этого года.

На конкурс наставнических проектов в пяти номинациях было подано более 4000 заявок из всех регионов России. Подмосковную Дубну там представляла кандидат физико-математических наук Наталия Теряева, руководитель Школы юного инженера «Вектор NICA» – образовательного проекта Объединенного института ядерных исследований.

Shkola NICA TV

Победителей каждой номинации конкурса «Наставники» наградили сегодня. Награды вручал первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Сергей Кириенко.

Гран-при конкурса и звание «Наставник года» достались командиру учебно-летного отряда компании «Аэрофлот» в Москве Николаю Изосимову за адаптацию вновь принятых работников во всех производственных подразделениях, сопровождение во время прохождения специализированной подготовки, а также ознакомление с корпоративной культурой и ценностями в авиакомпании.

В персональной номинации «Руководитель» первенствовал генеральный директор предприятия «Севмаш» в Архангельской области Михаил Будниченко.

В остальных пяти номинациях места распределились так.

Наставничество на производстве

1 место

Силантьев Геннадий Геннадьевич, ПАО «Северсталь», Вологодская область
Практика: Совершенствование системы наставничества: наставничество, адаптация, обучение и развитие рабочих, сопровождение их работы в течение первого года.

2 место

Батюков Константин Владимирович, Группа ЧТПЗ, Свердловская область
Практика: Наставничество в рамках дуального образования – Программа «Будущее Белой металлургии»

3 место

Мосева Елена Валерьевна, ОАО «Щекиноазот», Тульская область
Практика: Адаптация к рабочему месту, коллективу, введение в должность; профессиональная подготовка; профессиональное и карьерное развитие; дуальное обучение; социальная и профессиональная адаптация учащихся.

Наставничество в бизнесе и предпринимательстве

1 место

Булатов Айдар Нафисович, Фабрика предпринимательства, Фонд поддержки и развития бизнеса, Республика Татарстан
Практика: Образовательный курс «Фабрика предпринимательства» для начинающих и действующих предпринимателей

2 место

Нечаев Алексей Геннадьевич, Благотворительный фонд поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ», Москва
Практика: факультет бизнеса «КАПИТАНЫ»

3 место

Паничкина Елена Сергеевна, Курское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Женщины бизнеса», Курская область
Проект: Менторский проект «Поверь в себя».

Наставничество в социальной сфере

1 место

Телицына Александра Юрьевна, МОО «Старшие Братья Старшие Сестры», Москва
Индивидуальное наставничество для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации

2 место

Ванюкова Александра Борисовна, АНО «Центр содействия патриотическому воспитанию молодежи», Москва
Всероссийский проект «Эстафета поколений»

3 место

Березина Ольга Андреевна, АНО РЦ «Согласие», Томская область
Использование технологии наставничества в сопровождении подростков, находящихся в конфликте с окружением и законом.

Наставничество в образовании и кружковом движении

1 место

Мун Сергей Алексеевич, Центр развития робототехники, Приморский край
Проект: Сквозное наставничество в дополнительном техническом образовании на примере Центра развития робототехники

2 место

Клепикова Елена Михайловна, Всероссийская программа Благотворительного фонда «Система» по работе с талантливыми детьми и молодежью «Лифт в будущее», Москва
Проект: Наставничество в рамках инженерно-конструкторских школ «Лифт в будущее»

3 место

Варухин Николай Геннадьевич, Государственное областное автономное учреждение дополнительного образования «Морской центр капитана Варухина Николая Геннадьевича», Новгородская область
Проект: « Дети капитана Варухина Николая Геннадьевича».

Дети учат детей

1 место

Трушов Кирилл Иванович, театр «Пиано», Нижегородская область
Проект: Инклюзивный фестиваль «Школа Искусств». Единый фестиваль для детей-инвалидов и здоровых детей, в котором проводниками, учителями и наставниками являются дети-инвалиды из театра «Пиано»

2 место

Никифорова Полина Викторовна, МОБУ «СОШ№1» пгт. Пойковский, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Проект: Антикафе «Территория Наставничества»

3 место

Просекина Алена Михайловна, ЦМИТ «STEM-Байкал», Иркутская область
Проект: Игротека НТИ

Специальные номинации

Наставник чемпионов

Кучерявин Дмитрий Николаевич, электросварщик ручной сварки
Дуймамет Александр Юрьевич, инженер-технолог по сварке 3 категории
ГК «Росатом», проект «Союз чемпионов AtomSkills» – формирование нового облика рабочего и инженера через вовлечение в чемпионатное движение по методике WorldSkills

Наставничество в государственном управлении

Логинова Полина Викторовна, руководитель молодежных кадровых программ, Правительство Москвы
Проект: Система наставничества Правительства Москвы

Digital-наставник

Речицкий Александр Сергеевич, аспирант, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставропольский край
Проект: Форум разработчиков программного обеспечения - Хакатон: вовлечение подростков, школьников, студентов и аспирантов в техническое творчество и программирование с применением реальных кейсов.

Наставник века

Безбородько Михаил Дмитриевич (100 лет), профессор кафедры пожарной техники, Академия Государственной противопожарной службы МЧС России, Москва
Проект: «Школа педагогического мастерства»

Самый юный наставник

Шерстнева Светлана Владиславовна (14 лет), руководитель конкурсной площадки «САМИ», Томская область
Проект: городская конкурсная площадка «САМИ: Создаём Актив Молодёжных Инициатив»: создание условий взаимного наставничества школьников в формате экономической игры с целью продвижения по социальной лестнице и обмена организаторским и творческим опытом.

Наставничество без границ

Коновалова Мария Павловна, Калужская область
Проект: ГКУК КО «Областная специальная библиотека для слепых им. Н. Островского»

Космический наставник

Халиманович Владимир Иванович, АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (Госкорпорация «Роскосмос»), Красноярский край
Проект: «Интегрированная система подготовки, закрепления и профессионального роста специалистов на предприятии космической отрасли», наставник: Халиманович Владимир Иванович

Наставник на транспорте

Гуляев Сергей Викторович, ОАО «РЖД», Краснодарский край
Проект: Адаптация в должности

Всероссийский форум «Наставник» проводится Агентством стратегических инициатив с целью тиражирования практик наставничества и менторинга в России, повышения социального статуса наставника, признания его роли, места в обществе и возможности системного поощрения. Задачей конкурса является поиск готовых к тиражированию и внедрению успешных решений, а также представление их в широком формате на региональном и федеральном уровнях.

Призовой фонд для каждой из основных номинаций составляет 300 тыс. рублей за первое место, 200 тыс. рублей за второе место и 100 тыс. рублей за третье место.

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить