. Дубна: -1 oC
Дата 09.05.2024
rss telegram vk ok

В Подмосковье прошел третий по счету командный турнир математических игр для 5 – 6 классов. Одной из соревновательных площадок стал лицей имени Кадышевского в Дубне. Там состязались 7 команд: шесть из лицея Кадышевского и одна из школы №7.

Освоить школьную математику может каждый, кто приложит для этого сколько-то усилий. Это не так трудно, как кажется – нужно просто внимательно слушать объяснения учителя на уроках, вдумчиво читать учебник и самостоятельно решать задачи в школе и дома. Самостоятельно – ключевое слово, без него успехов не добиться ни в каком деле.

Усилия в освоении математики окупаются сторицей: они открывают перед вами огромный мир занимательных игр, победа в которых, может быть ценнее олимпийского золота.

7 апреля школьники Подмосковья играли в две математические игры – абаку и домино. Соревнования были очень азартными и длились целый день: с утра – математическая абака, после обеда – математическое домино. Ребята играли в командах. В каждой команде – от 2 до 4 участников.

Правила абаки такие. Всем командам одновременно выдаются задачи – 4 тематических блока по 5 задач в каждом. В этом году темами блоков были комбинаторика, арифметика, клетки, целые числа. Из пяти задач блока первая – самая простая, она «весит» 10 баллов. Каждая следующая задача сложнее и «тяжелее» на 10 баллов, так что последняя, пятая задача блока – самая сложная и дает 50 баллов в копилку команды. Так что лучший результат, которого можно добиться в абаке: 4 · (10 + 20 + 30 + 40 + 50) = 4 · 150 = 600 баллов за 4 блока, плюс бонусы.

Бонус за правильное решение всех задач одной темы – 50 баллов. Бонус за правильное решение задач с одним и тем же номером по всем темам – «вес» задачи с этим номером. За бонусы есть смысл бороться, ведь при равенстве очков у нескольких команд более высокое место занимает команда, имеющая большую сумму бонусов.

На решение всех 20 задач математической абаки отводится 75 минут.

А вот как играют в математическое домино. Один представитель каждой команды берет со стола жюри по своему выбору две карточки – кости домино. На лицевой стороне карточки – точки домино, на оборотной стороне – задача. Сумма точек кости домино определяет вес скрывающейся под ними задачи. Кости домино лежат на столе задачами вниз, точками вверх.

У команды есть 2 попытки сдать ответ на задачу. Если правильный ответ дан с первой попытки, то команда получает количество баллов, равное сумме точек на двух половинках доминошки с задачей. Если правильный ответ дан со второй попытки, то команда получает количество баллов, равное числу точек с половинки кости, где точек больше. Если со второй попытки дан неправильный ответ, то у команды вычитается количество баллов, равное числу точек с половинки кости, где точек меньше.

Сдавая ответ на задачу (неважно, какая попытка и верен ли ответ), команда обязана оставить карточку с этой задачей на столе (условием вниз) и взять условие любой другой задачи. Таким образом, у команды на руках в каждый момент ровно 2 задачи

Особая ситуация с карточкой «0 – 0». На решение этой задачи дается всего одна попытка. Но за правильный ответ дается 10 баллов.

На решение задач отводится 60 минут. Команда заканчивает игру, если у нее кончились задачи или истекло общее время, отведенное для игры.

А вот примеры задач из каждой игры.

Абака. Самая простая задача в блоке «Комбинаторика».

Сколько есть двузначных чисел, у которых цифра десятков отличается от цифры единиц более чем на 2?

Домино. Одна из косточек.

Старший брат идет от дома до школы 20 минут, а младший – 30 минут. Сколько минут потребуется старшему брату, чтобы догнать младшего, если тот вышел на 5 минут раньше?

«Как по мне, в абаку было играть гораздо легче, – поделилась впечатлениями от турнира Полина Андронова из команды шестиклассников школы №7. – Ведь в домино можно не только зарабатывать баллы, но и потерять. Задачи были разных типов и сложности».

Результаты соревнований подвели по всему Подмосковью – среди 164 участвовавших в турнире команд 6 классов и 171 команды 5 классов.

В абаке у шестиклассников лучший результат: 600 баллов, в домино: 145 баллов.

Интересно, что среди шестиклассников нашлась десятка команд, окончившая игру в математическое домино с отрицательными баллами (– 12 баллов составили рекорд).

Лучший результат двух игр продемонстрировала команда шестиклассников «Остров Пифагора» из Раменского – 540 баллов за абаку, 145 баллов за домино. Лучший результат шестиклассников из лицея Кадышевского – 280 баллов за абаку, 43 балла за домино. Это диплом первой степени. Диплом второй степени получила еще одна команда лицея Кадышевского с 220 баллами за абаку и 45 баллами за домино.

Команда шестиклассников школы №7 Genius в составе Полины Андроновой и Вячеслава Саввы получила диплом третьей степени, набрав 150 баллов за абаку и 20 баллов за домино, и пропустив вперед, кроме первых двух команд лицея Кадышевского, еще одну – с дипломом третьей степени и 200 баллами за абаку и 21 баллом за домино. Остальные две команды шестиклассников лицея Кадышевского заняли места ниже команды школы №7, но тоже завоевали дипломы третьей степени.

«Мне очень понравилось, и я хочу чаще принимать участие в таких турнирах», – призналась Полина Андронова.

В турнире участвовали две команды шестиклассников еще из двух школ Дубны, но в призеры не вошли.

Лучший результат у пятиклассников Подмосковья в математической абаке – 680 баллов. Его показала команда из Балашихинского лицея. У этой же команды и лучший результат в домино – 122 балла. Пятиклассники лицея Кадышевского в абаке сумели набрать максимум 230 баллов, в домино – 61 балл и завоевали с этими результатами диплом первой степени. Еще одна команда пятиклассников лицея Кадышевского добилась диплома третьей степени. Третья команда лицея осталась без диплома, то есть без призового места, как и еще 4 команды пятиклассников из других школ Дубны. Но лиха беда –  начало. Начало пути к будущим победам.

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить