. Дубна: 3 oC
Дата 28.03.2024
rss telegram vk ok

teatr daleko

Картины из несвободной жизни «Прекрасное далеко» Данила Привалова показал на третий день фестиваля Новошахтинский драмтеатр из Ростовской области. Закрытый показ собрал всех участников фестиваля. И все как один аплодировали артистам стоя.

Мне, зрителю, побывавшему на предыдущем закрытом показе, где по задумке режиссера сцену актер делил со зрителем, было страшновато оказаться в тех же малоприятных условиях тесноты и духоты. К счастью, этот показ проходил в привычных рамках: зрители в зале, актеры на сцене.  Невольно подумалось, что, стало быть, меня, зрителя, Новошахтинский театр уважает. Затеплилась надежда, что это уважение проявится и в остальном: слышны будут все реплики актеров, понятны и приятны будут все режиссерские придумки, что не оглушат внезапным грохотом и не заставят застонать от пошлости. Вот такие незамысловатые зрительские требования. К радости, все их Новошахтинский театр исполнил.

Режиссер-постановщик спектакля Алессандр Джунтини довольствовался традиционными театральными приемами и не прибегал к вычурным несуразностям, претендующим на оригинальность. А мог бы, ведь пьеса-то о загробной жизни. Но у его ангелов даже крыльев нет, хотя они и летают. И одеты они то в белые рубахи, то в ватники. И вообще жизнь в раю напоминает самую обычную деревенскую: колют дрова, пекут пироги, качаются на качелях и – тоскуют по свободе. Так в этом раю называют человеческую жизнь.

Ничего особенного на сцене не происходит, а глаз не отводишь – попался на крючок. Невольно ждешь ответа на мучительные вопросы: что там за смертью, что станет со мной? Впрочем, пьеса не отвечает ни на один из вопросов. Она вообще не отличается ни глубиной, ни  философичностью, да и не претендует на это. Но зато вся дышит добротой и пронизана любовью к человеку и жизни.

Старожил рая Саныч (Павел Морозов), путешественник-полярник, из всей шестерки самый взрослый, остальные – сущие дети. Наивная, из дореволюционных времен, Маруся-ангел (Ольга Сопова), зарезанная в юном возрасте, всё пытает вопросом: что такое любовь? ангела тётю Таню, погибшую от голода в блокаду. Та ей рассказывает о большой любви к самому лучшему мужчине на свете – Ленину. Молодой весельчак Тоха (Максим Летучий) страдает без курева и все просит Саныча, который летает к индейцам, принести ему табаку. И со смехом рассказывает, что подстрелил его снайпер из-за любви к курению: не прикрыл он в темноте фитилек и угодил под пулю.  Рубаха-парень Серега (Сергей Недилько) погиб, по его выражению, под плитой коммунизма, когда трудился на комсомольской стройке.

Вместе они коротают время в раю, а может, это и не рай. Саныч размышляет: «На самом деле мы не в раю ни фига. Это нам так сказали. Вернее, даже не сказали. Это мы сами же и придумали, что это рай».  Вот и маются, вот и мечтают о свободе, пишут письма ТУДА. И хоть Саныч повторяет им снова и снова, что письма ТУДА не доходят, они продолжают писать.  Тетя Таня так даже в стихах: «Дорогой товарищ Бог! Я пишу тебе из рая… Мы мечтаем о свободе. Помоги нам, добрый Бог, приготовлю я пирог, и попьем мы вместе чаю».

Пишет письмо маме и новичок снайпер Вася, только что прибывший в рай: «Мама, мне здесь очень плохо!» И сам Саныч пишет почтальону: «Дорогой почтальон, доставь эти письма или хотя бы обмани, что долетел…»

Все рвутся из рая назад, в жизнь. И слушают  рассказ Саныча о том, как однажды ангелы подняли бунт и сбежали из рая, но потом вернулись назад, потому что в космосе темно, холодно и такой неприятный звук. Но вернулись не все, где-то они теперь…

Впрочем, повезло Марусе и Васе (Вася оказался тем самым снайпером, что подстрелил курильщика Тоху, но Тоха его простил, ведь ангелы добры). Им по воле автора удалось улететь из рая, надо полагать, на крыльях любви. Потому что перед этим следовала сцена соблазнения Марусей Васи, который вспоминая о жизни, невольно преподал урок соблазнения. А чтобы у зрителей не осталось сомнения, что Маруся и Вася вернулись ТУДА, на свободу, под занавес на экране замелькали лица двух очаровательных малышей.

Хотя этот заключительный видеоаккорд можно трактовать и как символ бесценности жизни, бесценности любви. Очень ценное напоминание. Возможно, за него аплодировали спектаклю стоя участники фестиваля. Если же учесть, что они не просто зрители, а театралы-профессионалы, то это еще и признание мастерства актеров. Да, им веришь, это не маски, а живые образы, каждый со своим характером. Во всем мера и вкус. И уважение к зрителю.

Светлана Козлова

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить