. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

teatr sarapul

Эстетика Театра Колумба Ильфа и Петрова столетней давности определенно не дает покоя современным режиссерам. Одни принимают эту пародию на театр Мейерхольда всерьез, и тогда выходит утомительно занудная «Женитьба Бальзаминова» в постановке Елецкого театра «Бенефис». Другие ставят пародию на пародию, и получается изящная «Женитьба» Гоголя в представлении Сарапульского драматического театра.

Декорации «Женитьбы» Гоголя лаконично просты – задник в виде черной грифельной доски с очерченными дверными проемами и надписями белым мелом. Черные шторы боковых кулис с белыми силуэтами городских домов.  В верхнем окошке задника под механический звон музыкальных часов медленно вращается карусель зданий Петербурга. В комнате Подколесина единственный предмет мебели – белая кровать на колесиках. Как в сумасшедшем доме. В доме Агафьи Тихоновны сценой на сцене становится огромный белый круглый стол-трансформер. Передвижная лесенка в комнату Агафьи Тихоновны в нужный момент выдвигается на первый план в роли трибуны.

Главный герой спектакля – гениальный текст Гоголя.

Оказывается, старинную пьесу не нужно нарезать на лапшу и добавлять к ней Чемберлена с Лигой наций, чтобы она стала современной. Достаточно произносить реплики так, как они написаны автором. Это большое, да что там – революционное открытие – сделал для нас талантливый режиссер Олег Степанов.

В постановке есть безусловные политические аллюзии. Кочкарев сватает Подколесина циничными методами политтехнолога. На трех Дуняшах (утроенной режиссером девочке в доме Агафьи Тихоновны) вдруг появляются футболки с надписью «Хочу Ивана Кузьмича Подколесина». Сам Кочкарев тоже надевает tee-shirt с портретом Подколесина на груди, выходит на трибуну и разворачивает на ней огромный плакат. С плаката в пол-оборота смотрит Подколесин, под ним надпись: «Один все дела делает». И это тоже текст Гоголя. «Директор так только, для чина поставлен, а все дела он делает. Иван Кузьмич Подколесин», – представляет в пьесе Кочкарев своего друга Агафье Тихоновне.

Наезд на российскую действительность выполнен режиссером Олегом Степановым очень тонко. Одним точным касанием он уморительно смешно расставляет всех по своим местам. Не в обиду вычурным нашумевшим постановкам столичного МХТ имени Чехова..

Но политика в спектакле – лишь эпизод. Жизнь больше, чем политика. Ее сюжет двигают обычные люди.

У  Гоголя женихи Агафьи Тихоновны оказались заложниками конфликта интересов свахи Феклы Ивановны и Кочкарева. И никто не остался в выигрыше. Даже сбежавший со свадьбы Подколесин. Все действующие лица – лишь фигуры в руках судьбы.

Движением безмолвных фигур четырех женихов, ходящих по кругу, решена сцена, где Агафья Тихоновна выбирает себе мужа, приставляя в мыслях губы Никанора Ивановича к носу Ивана Кузьмича, развязности Балтазара Балтазарыча и дородности Ивана Павловича. Как барабан револьвера, как часы с фигурами на башне ратуши в Праге или Вене.

Краткие немые философские эпизоды, в которых движется только время, да карусель города в верхнем окошке, оттеняют динамичную и живую игру актеров. Каждый раз в решительный момент из самых неожиданных мест появляется острохарактерная сваха Фекла. То она вдруг вылезает из кучи свадебного шитья, то возникает из люка в столе. Лирико-трагическим героем вылеплен моряк Балтазар Балтазарович Жевакин. Он и в самом деле влюбился в нерешительную девицу Агафью Тихоновну и, печально уходя, оставляет напоследок на черной грифельной доске надпись: «Б + А = любовь». 

Вообще доска выполняет в спектакле роль дополнительного коммуникативного средства. Действующие лица, словно подростки, графикой выражают на ней недосказанные эмоции.

Масса остроумных режиссерских находок, соединенная с чувством меры и большим вкусом постановщика ставят спектакль «Женитьба» Сарапульского драматического театра в ряд лучших театральных событий сегодняшней России.

Победителям Фестиваля театров малых города России обещано предоставить сцены московских театров для показа их лучших спектаклей. А мне кажется, что не только московская публика должна получать такую награду. Думаю, спектакли уровня «Женитьбы» в постановке Олега Степанова надо было бы провезти по городам всей России. 

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить