Мрачное лицо еще не признак смирения

Колонка Александра Ткаченко о невозможности свести самооценку христианина к формуле "я хуже всякой твари" вызвала вопрос-сомнение у одного из моих друзей. Себя надо уважать, признавая при этом собственную греховность… А нет ли тут опасности: уцепившись за первое звено, найти для себя повод не думать о втором? Начать гордиться и хвалиться собой, забыв о грехах, которых у человека множество?

В статье, конечно же, речь ни в коем случае не идет о самовосхвалении и довольстве собой. Тут другое. В рассуждениях о грехе или о смирении мы часто путаем причину и следствие. Отсюда опасность внешне начать выглядеть убогим и смиренным, повторять, что я "никто и ничто" перед Богом. Однако при любом сколь-нибудь трудном общении "вдруг" обнаружить в себе капризность, стремление к самоутверждению за счет другого, непримиримую натуру…

Это несоответствие может проявиться в том случае, если смирение и сокрушение сердца начинаешь воспринимать как некую самодостаточную форму, которую якобы надо продемонстрировать, зафиксировать… Кстати, в полном разладе с Евангелием, где сказано: "Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твоё, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф 6.16-34).

А смирение — оно вообще не осознается смиренным человеком, само это осознание противоречит подлинному смирению, поскольку именно оно несет в себе вирус гордыни – "я смирился, я не такой, как все". Смирение приобретается в процессе покаяния, а не возникает само по себе. Это промежуточный итог работы совести, осознания того, насколько сложно справиться с собственными грехами. Когда и впрямь начинаешь видеть в собственном глазу то самое "бревно", о котором говорит Спаситель. И чем яснее это "бревно" видится, тем серьезнее меняется отношение к окружающим людям.

Грех ближнего воспринимаешь не как вину, а как болезнь, от которой страдает человек, – и уже не винишь, а сострадаешь.

А добрые и полезные слова и дела других "коллекционируешь", словно любимые книги, с мыслью: а я бы так не смог, я бы не написал такую "книгу".

Всё доброе, что делают люди, ценишь иначе – выше, чем прежде.

Казавшееся "пустяковым" внимание и добро к тебе осознаёшь как весомое и ценное. И благодаришь за него по-настоящему, от всей души.

Память о причиненной другому боли, огорчения – заставляет стремиться скорее исправиться, утешить, помочь, обрадовать.

Упреки перестают ранить, а заставляют задуматься, откуда и почему они возникли, что ты сделал не так. Понять, как не становиться причиной чужого смущения или гнева…

И сквозь всё это, непрестанно, — радость о том, что Христос с нами, что Он посреди нас в каждый наш день, в каждый миг! Что Он и в твоем сердце (вот тут и есть любовь к себе и радость, что такое возможно – вопреки греху).

При таком внутреннем переустройстве выражение лица и умение кланяться оказывается на последнем месте. Ты радостен, хотя страдаешь от своего несовершенства и недостоинства.

Ты трудишься и стремишься действовать, зная про себя, что без Бога ничего бы не вышло и сознавая, что сделал ничтожно мало… И потому ещё устремлённее трудишься.

Вот где появляется смирение. Самые светлые священники и монахи, каких я встречал, все улыбались и были радостными и словно готовыми прямо сейчас идти на край света, если это потребуется для того, чтобы ты мог спастись. В них бодрости столько, что они щедро, словно воду вёдрами, разливают её тебе и другим, хотя за этим, безусловно, стоит осознание собственной греховности и сокрушение сердца.

Парадокс в том, что именно это (вместе с огромной радостью о Боге) и питает такую бодрость и любовь. И – никакого уныния и потупленных глаз! Потому что видение своих грехов – это как признание того, что болен: оно заставляет идти к Врачу и принять лечение.

В этом цель и смысл, а не в том, чтобы измучить себя попреками.

"Покайтесь!" (то есть "изменитесь") – с этих слов начинает Иоанн Предтеча свою проповедь крещающимся в Иордане… Но почему? Потому что Царство Небесное — "приблизилось". Стала ближе и возможнее истинная и вечная жизнь, к которой можно и нужно подготовиться – осознать множество своих грехов и обрести любовь и смирение перед Богом и ближними. И одновременно осознать близость Бога и – обрадоваться. И ценить, культивировать, взращивать в себе то доброе, что дано тебе Богом, эту благодать.

"Знаете, я священник уже 50 лет с лишним, и я не хороший человек, но то, что я говорю о Боге, – правда. И если то, что я говорю – правдиво, то, несмотря на мою греховность, это может до человека дойти", – сказал когда-то журналисту "Фомы" покойный митрополит Сурожский Антоний. Не призываю пытаться всякого, вслед за владыкой Антонием, спешить рассуждать о Боге – у нас этим порой любят заниматься люди, которые вообще не имеют духовного опыта, и это часто не полезно, может быть, стоит просто почаще молча порадоваться о Боге. Но эти слова, на мой взгляд, очень точно иллюстрируют верное сочетание смирения, признания своего несовершенства и — достоинства того, кто стремится нести в себе образ Самого Христа.

 

Источник - журнал "Фома"

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить

Срочные новости

Юные футболисты из Дубны вышли во всерос…

13 октября 2018 года завершился первый турнир KIMBERLY CUP Единой Футбольной Лиги-Подмосковье «Осень...

Открыты новые свойства соединений урана

Ученые из России, Китая и США предсказали и экспериментально обнаружили новые гидриды урана, а также...

Поздравление с днем создания службы дозн…

16 октября отмечает свой праздник одна из самых молодых служб в системе органов внутренних дел - слу...

ОИЯИ посетили представители монгольской …

10-12 октября в ОИЯИ нанесли визит представители монгольской государственной компании "Мон-Атом" (ис...

О подаче документов на получение госуслу…

Уважаемые заявители! Напоминаем вам, что с 1 апреля 2018 года подать документы на получение государс...

Реклама

Объявления

Новости бизнеса

Три новых резидента

В среду экспертный совет правительства Московской области ...

Решение по набережной пока не принято

Городской совет депутатов в минувшую среду рассматривал на в...

Особая экономическая зона "Дубна" - триж…

Особая экономическая зона "Дубна" лидирует в международном р...

Резидент ОЭЗ "Дубна" представил российск…

Технологический стартап "Гетмобит" представил малый и сред...

Инженеров готовим со школы

Единственная в Дубне школа инженерного профиля учит детей Бо...

Мы в соц сетях

VK
ОК
FB
G+

 

Блоги

Подпишитесь на новые события нашего сайта:Подписаться