. Дубна: -7 oC
Дата 27.11.2022
rss vk ok fb twitter
Наталия Теряева пока еще ничего не указал никакой информации

​В честь юбилея Маргариты Тереховой показали ее «Чайку»

​В честь юбилея Маргариты Тереховой показали ее «Чайку»

Два дня назад исполнилось 80 лет блистательной актрисе Маргарите Тереховой. В 2004-м году выяснилось, что она – не только замечательно тонкая актриса, но и прекрасный режиссер. В том году она сняла фильм «Чайка» по пьесе Чехова. Но мало кто об этом узнал.

Я, к примеру, впервые увидела этот фильм сегодня утром на канале «Культура». Фильм показали к юбилею Маргариты Тереховой, а могли радовать нас этой редкой по нынешним временам экранизацией Чехова с тех пор, как вышел этот фильм, то есть восемнадцать последних лет. Потому что фильм Маргариты Тереховой стоит того.

«Чайка» режиссера Тереховой полностью следует пьесе великого русского драматурга. За репликами героев можно следить по тексту пьесы и убедиться в том, что классика не искажена. И это огромное достижение в современном кинематографе, где сегодня царствует фальсификат как истории, так и произведений великих классиков мировой литературы.

Аркадину в фильме играет сама Маргарита Терехова, играет размашисто и эмоционально выверенно. Игра Тереховой великолепно соответствует образу чеховской героини – тоже известной актрисы. Реплики героев, написанные языком девятнадцатого века, не звучат архаично, потому что они соответствуют обстоятельствам, в которых звучат, и потому что произносят их отличные актеры.

Тригорин в исполнении красавца Андрея Соколова в точности попадает в возраст и характер своего героя в пьесе. Этот Тригорин смотрится моложе Тригориных в других известных постановках «Чайки». И от него скорее можно ожидать того самого сюжета для небольшого рассказа: на берегу озера живет молодая девушка, счастлива и свободна как чайка, случайно пришел человек и от нечего делать ее погубил.

И первой из известных постановок «Чайки» почему-то вспоминается «Чайка» в сюжете советского фильма Константина Худякова «Успех» 1984 года. Там молодой столичный режиссер уезжает в провинциальный театр и, гробя актеров, превращает чеховскую «Чайку» в «белый сюр», чтобы своим «революционным» прочтением классики поразить критиков и получить театр в Москве.

Однако постсоветскую «Чайку» Тереховой критики сравнивают с советской экранизацией «Чайки» 1970 года режиссера Юлия Карасика, где Аркадину жестко играла Алла Демидова. Может, поэтому Аркадина в фильме Карасика напоминала сыгранную Демидовой в фильме «Стакан воды» того же Юлия Карасика властную герцогиню Мальборо. А Юрия Яковлева в роли Тригорина режиссер Карасик сделал похожим на Чехова, хотя прототипом Тригорина считают не Чехова, а его приятеля – модного писателя Игнатия Потапенко, как раз соблазнившего молодую девушку в похожих обстоятельствах.

Юлий Карасик, экранизируя «Чайку», перекроил пьесу «Чехова»: переставил сцены внутри действий, сократил или вовсе вырезал реплики героев. Критики пишут, что режиссер сделал это для придания динамизма фильму, поскольку счел в отдельных местах язык персонажей ненатуральным, некоторые ситуации – водевильными, некоторые сюжетные линии – непроработанными.

Что тут скажешь? Если режиссеру пьеса Чехова изначально не нравилась, он мог не браться за ее экранизацию, а написать собственную пьесу с динамичным сюжетом, натуральными репликами и проработанными сюжетными линиями. Но почему-то не написал. Впрочем, фильм его совсем неплохой, хотя и не совсем чеховский.

Маргарите же Тереховой современные критики ставят в вину как раз то, что ее экранизация «Чайки» следует чеховскому тексту. Это не в тренде.

В тренде – популяризация классики путем ее упрощения вплоть до оскопления и путем искажения вплоть до выворачивания наизнанку. Потому что все должно хорошо продаваться, и классика здесь не исключение. Имена продающих публике нарезку из классики творцов – на слуху. Правда, от классики в этих извращенных нарезках мало что осталось. Так нужна ли тогда классика в таком виде? На мой взгляд – нет.

Ценность классических произведений в том, что, во-первых, они отражают жизнь современной им эпохи, то есть несут важные для настоящего и будущего исторические знания. Во-вторых, эти произведения стали классикой потому, что их сюжет и мораль актуальны во все времена, пока живут люди. В-третьих, язык, форма и стиль классических произведений выступают культурными образцами для молодых людей.

Выхолощенная классика теряет и первое, и второе, и третье. В таком виде она может лишь морально уродовать людей, что мы и наблюдаем последние тридцать лет в тех странах, где занимаются оскоплением истории и культуры. С таким подходом к истории и культуре человечества люди либо вымрут, либо превратятся обратно в животных. Но скорее вымрут, и довольно быстро.

И поэтому я очень рада, что в нашей стране еще снимают такие фильмы, как «Чайка» Маргариты Тереховой. И что иногда их нам показывают. Только пусть показывают чаще. Хочется еще пожить среди людей.

Эффективность – это вам не лобио кушать

Эффективность – это вам не лобио кушать

Этот текст был написан 1 октября 2013 года. С тех пор кое-что изменилось, но большей частью текст, к сожалению, по-прежнему актуален.

Время простых решений прошло, заявил в своей статье, опубликованной 27.09.2013 г. в газете «Ведомости», премьер-министр России Дмитрий Медведев. Речь идет о решениях, которые должны были привести к экономическому росту в нашей стране, но не привели. Вместо них председатель правительства предлагает общую стратегию и пять более конкретных решений, цель которых – добиться экономического роста в России в условиях низкого глобального спроса и интенсивной конкуренции.

Главное слово стратегии Дмитрия Медведева – эффективность: «эффективные рабочие места», «эффективность использования ресурсов», «эффективность государственного сектора», «Эффективность текущих расходов на закупки товаров и услуг».

«Параллельно с отказом от неконкурентоспособных производств нам жизненно необходимо появление новых бизнесов, обеспечивающих эффективные рабочие места. Это и есть смысл модернизации экономики», – поясняет председатель правительства.

Вот об этой эффективности в масштабах нашего государства и хочется для начала поговорить.

Откройте глаза, господа
Что понимает под словом «эффективность» наше правительство, когда строит свои планы и стратегии относительно нас – то есть всего населения России? Раз правительство России распоряжается нашими деньгами – то есть бюджетом государства, то имеем мы право знать, о какой эффективности толкуют те, кого мы, проголосовав на выборах, допустили к нашей казне? Имеем.

Разложим все по полочкам на простом примере. Предположим, я решила производить творог. Чтобы сделать творог, мне нужно купить молоко, заквасить его, отделить сычужную массу от сыворотки, отжать творог, упаковать, чтобы доставить его покупателям, найти места сбыта, доставить туда творог и организовать учет обмена моего творога – то есть товара – на деньги. Производственная цепочка выглядит так: закупка сырья (молока) – изготовление творога – доставка продавцу – продажа. Эффективность моей работы будет равна отношению моих доходов от продажи творога к расходам на всю производственную цепочку.

Предположим теперь, что такую же производственную цепочку выстроила тоже я, но не в России, а в одной из европейских стран – Германии, Франции или Испании. А теперь взглянем на среднегодовую температуру России, Германии, Франции и Испании. В России она отрицательная: – 10,1 градуса Цельсия, в Германии – положительная: +4,6 градуса Цельсия. Во Франции среднегодовая температура еще выше: +6,5 градуса Цельсия, а в Испании она и вовсе +8 градусов Цельсия.

Это означает, что в России каждое звено творожной производственной цепочки обойдется мне дороже, чем в любой из европейских стран. Потому что в России я должна семь месяцев в году тратить деньги на отопление помещения, где изготавливается творог, а в Европе – всего четыре-пять месяцев. Фермер, который продает мне в России молоко, тоже должен семь месяцев в году тратить деньги на обогрев коровника, да еще запасти дорогого корма для коров на семь зимних месяцев. А европейский фермер тратит на все это существенно меньше, потому что в Европе теплее, и коров можно пасти на лугах большую, а не меньшую часть года. Да и продавцы творога вполне могут весь год работать в тонкостенном ангаре, который частично обогревается теплом холодильного оборудования. Им не нужно толстых каменных стен, чтобы защититься от жестоких морозов. И это еще, не говоря о стоимости рабочей силы, которая в России тоже существенно дороже из-за сурового климата, а вовсе не из-за привычки к пьянству или лени, как многим отчего-то кажется.

Что мы имеем в итоге? А вот что: любое промышленное производство в России всегда будет менее эффективным, чем в странах с более теплым климатом. Всегда! И никак этого не изменить. Россия в этом смысле уникальна. Она единственная из стран мира населена людьми, привыкшими жить и трудиться в суровых северных условиях на огромной территории, которую они способны защитить. И такая жизнь наложила естественный отпечаток на их характер. В любых экономических расчетах нужно исходить именно из этого.

А значит, нельзя питать никаких иллюзий, что стоит нам перенести на нашу почву чужие экономические рецепты и в России наступит всеобщее изобилие. Оно не наступит никогда – такова наша судьба, такой нам ее устроила природа, и это грустно. Но та же природа научила нас тысячелетиями жить в этих суровых условиях, и это не просто утешение – это наше спасение.

Скрипач не нужен

Итак, любое производство в России неэффективно по сравнению с другими странами мира, даже с Канадой. Жизнь в России вообще неэффективна.
Я не сама это придумала. Есть много умных людей, которые давно сказали это до меня. Но отчего-то до членов правительства России это известие так и не дошло, и это тоже грустно.

Зато я сама спрашивала 9 декабря 2009 года в Дубне министра экономического развития Эльвиру Набиуллину, учитывается ли климатический фактор при использовании на российской почве успешного мирового опыта функционирования особых экономических зон. Министр сказала, что не считает этот фактор существенным. При этом министр считала, что успехи иностранных особых зон помогут в России решить проблемы моногородов. Не помогли. В моногородах по-прежнему нет работы. Люди бегут из них при первой возможности.

И вот теперь председатель правительства Дмитрий Медведев, не вспоминая о нашем суровом климате, снова декларирует: «Несмотря на множество драматических событий, наша страна была одной из передовых в мире. В некоторых сферах бесспорным лидером. Тем не менее, было бы неправильным копировать рецепты, которые сработали в прошлом. Мир ушел вперед. Новые методы должны использовать и мы. Надо создать систему воспроизводства коммерчески востребованных новых технологий».

Вопрос: где коммерчески востребованных – в России или в мире? Ответ на этот вопрос лежит в основе успеха или провала экономического курса правительства.

Если рецепты будут теми же, что и двадцать лет назад, то провал очевиден и неминуем. А ведь в статье Дмитрия Медведева общие рецепты все такие же: «Наша долгосрочная цель состоит в построении меньшего по размерам, децентрализованного, но максимально эффективного государственного сектора… Минимизация перекрестного субсидирования в электроэнергетике, постепенная либерализация газового рынка и введение социальной нормы потребления отдельных коммунальных услуг». Просто сказка. Особенно касательно норм потребления «отдельных коммунальных услуг».

Сколько за эти двадцать лет говорено о карточках на еду в СССР… А ведь они действовали только в голодное время Великой Отечественной войны (с 1941 по 1947 год) и в конце 1980-х годов, когда великая Перестройка смела с полок магазинов не только продукты, но даже мыло и спички. Но воду и электричество, кроме военной разрухи, у нас еще никто не отнимал. Теперь дошло и до этого. Эффективность российской экономики, оказывается, требует, чтобы в нашем государстве люди мылись еще реже и сидели в темноте.

Если речь идет о таком понимании эффективности, то самый эффективный способ сэкономить на социальных расходах – сократить население России до нуля. Тогда не придется ни пенсии выплачивать, ни материнский капитал, не говоря уже о гигантской экономии всех ресурсов. Тишь да гладь, да божья благодать, как формулировали наши предки. И мир даже знает героев, что пытались такие планы осуществить. У одного фамилия на «Б» начинается, а у другого – на «Г». А в прекрасном фильме «Кин-дза-дза» есть на тему эффективности замечательная фраза: «Скрипач не нужен».

Кстати, самым эффективным способом получения доходов является разбой – быстро и надежно: было ваше, стало наше. Кое-где в России такая эффективная идея весьма популярна, сообщает нам криминальная хроника.

Иногда довести идею до абсурда полезно, чтобы увидеть, к чему она может привести. Но доводить до абсурда ее нужно только в теории, а не на практике. Как говорится в другом хорошем фильме, «тренируйтесь на кошках».

Это я к чему? А к тому, что в условиях изначальной неконкурентоспособности российского производства его развивать все равно нужно. Ведь оно у нас развивалось, и развивалось успешно, как вспомнил и сам Дмитрий Медведев. Только почти вся его продукция продавалась внутри России, за исключением некоторых особых ее видов – уникальных.

И не надо нам забывать рецепты, что работали в прошлом, хоть на этом настаивает наш премьер-министр. Не надо забывать как раз потому, что они работали. А те, которыми нас снабжают последние двадцать лет, те – не работают и работать не будут. Потому что не для нас они выписаны, эти рецепты.

Все равно как страдающему поносом давать лекарство от запора. Знаю, что звучит грубовато – зато наглядно.

И не обойтись нашим производственникам без поддержки государства на нашей громадной, малонаселенной территории. Так что не надо силой выпихивать государство из экономики. А надо навести порядок в государстве: установить простые и понятные правила игры и строго следить за их исполнением. И все.

О делах наших скорбных

Кое-что из предложений Дмитрия Медведева в «Ведомостях» мне понравилось. Ну вот, например: «Считаю целесообразным дать возможность регионам и местным органам власти вводить налоговые каникулы для новых малых предприятий в определенных, прежде всего производственных, сферах деятельности».

Я тоже считаю это целесообразным. Причем – каникулы на целый год. Это я говорю, как предприниматель, который меньше года назад начал новое дело с малой доходностью в условиях чудовищной конкуренции – в том числе, с государственными структурами. И которого душат поборы и подножки со стороны коллег по цеху, а также – социальный налог на наш маленький коллектив. И который не в состоянии бороться с монополизмом некоторых коллег по цеху.

Этот монополизм в поборах с нас, маленьких, как раз и проявляется. «А не хотите платить, – говорят нам коллеги-монополисты, – так идите лесом». «Да-да, идите, – подхватывают наши заклятые друзья-конкуренты. – А не надо было вылезать с вашими новыми идеями. Нас и без вас хватает».

Еще понравился пассаж про кадры на рынке труда: «Готов ли сегодня среднестатистический россиянин соответствовать современным требованиям на рынке труда? Ответ на этот вопрос мы знаем, и он, к сожалению, не всегда положительный». Ну, точно – ответ на этот вопрос почти всегда отрицательный, когда речь идет о среднестатистическом россиянине в возрасте от 20 до 27 лет. Не умеют они работать и не знают, как это делается. Хотя почти все они имеют диплом о высшем образовании. Просто катастрофа. А специалистов рабочих профессий днем с огнем не сыщешь. Вот и выезжаем на среднестатистических россиянах возраста от 40 и старше – как раз тех, кого выкинули с закрывшихся предприятий в 90-е годы. А налоги-то на государственную систему среднего и высшего образования все мы платим…. И тут конкретных рецептов премьер-министр отчего-то не предлагает, кроме университетов «Газпрома», «Роснефти», «Русала» и «Лукойла». Остальные закроем что ли?

Вот такие у нас дела. В общем, эффективность – это вам не лобио кушать.

​Родина моя

​Родина моя

{youtube}JRxMnLhZmBc{/youtube}

Песню Давида Тухманова «Родина моя» на стихи Роберта Рождественского советская эстрадная певица София Ротару спела в 1978 году. И песня мгновенно приобрела такую популярность, что ее стали разучивать детские хоры по всей стране. В СССР еще не успели выпустить ноты песни, а преподаватели детских музыкальных школ торопились записать их со слуха и разложить на хоровые и оркестровые партии, чтобы первыми спеть своим согражданам новую песню о Родине. 

Я и сама участвовала в исполнении этой песни в составе оркестра народных инструментов, который аккомпанировал хору моей музыкальной школы в одном большом городе СССР. Мы исполнили ее 9 мая на праздничном концерте. Я играла, а мне хотелось спеть эти слова:

Я, ты, он, она! Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья! В слове «мы» – сто тысяч «я»,
Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых – в городах и сёлах!

Над тобою солнце светит, родина моя.
Ты прекрасней всех на свете, родина моя!
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра и бурлящие моря.

Над полями выгнет спину радуга-дуга.
Нам откроет сто тропинок синяя тайга.
Вновь настанет время спелых ягод,
А потом опять на землю лягут
Белые, огромные, роскошные снега,
Как будто праздник!

Будут на тебя звёзды удивлённо смотреть,
Будут над тобою добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она! Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья! В слове «мы» – сто тысяч «я»

Над тобою солнце светит, льётся с высоты.
Всё на свете, всё на свете сможем я и ты!
Я прильну, земля, к твоим берёзам,
Я взгляну в глаза весёлым грозам
И, смеясь от счастья, упаду в твои цветы.

Обняла весна цветная ширь твоих степей.
У тебя, страна, я знаю, солнечно в судьбе!
Нет тебе конца и нет начала,
И текут светло и величаво
Реки необъятные, как песня о тебе,
Как будто праздник!

Будут на тебя звёзды удивлённо смотреть,
Будут над тобою добрые рассветы гореть в полнеба.
В синей вышине птицы будут радостно петь
И будет песня звенеть над тобой в облаках
На крылатых твоих языках!

Я, ты, он, она! Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья! В слове «мы» – сто тысяч «я».

Дальше история развивалась так.

Поэт Роберт Рождественский, член КПСС с 1977 года, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР, 5 октября 1993 года подписал так называемое письмо сорока двух.

В этом открытом письме 42 известных советских литератора потребовали от правительства России и президента Бориса Ельцина распустить и запретить указом президента все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений. Они также потребовали признать нелегитимными конституционно избранные народом России Cъезд народных депутатов, Верховный Совет и все образованные ими органы, в том числе и Конституционный суд. То есть призвали узаконить государственный переворот, совершенный президентом РФ Борисом Ельциным 21 сентября 1993 года, который своим антиконституционным указом № 1400 распустил Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ.

Результатом этого указа стал расстрел из танковых пушек здания Верховного Совета РФ на Краснопресненской набережной, где находились народные депутаты. Это было 3 октября 1993 года. Расстрел Верховного Совета РФ транслировался в прямом эфире телевидения России.

Советская певица София Ротару, народная артистка СССР, лауреат премии Ленинского комсомола , став в 1991 году гражданкой Украины и проживая в крымской Ялте, продолжала гастролировать в России.

1 марта 2022 года на странице Софии Ротару в социальной сети Instagram появилась запись: «Независимость и Свобода стоит дорого — это правда, но неужели она стоит того, чтобы российские ракеты уничтожали мирных жителей, детей и разрушали города Украины. Эти факты разрывают мое сердце на части! Я в Киеве! Молюсь за наших защитников и МИР в УКРАИНЕ! Пишу этот текст и да, мои руки трясутся. Трясутся, потому что по всей Украине идут жестокие бои... Сил нам всем и Мира!».

Через неделю после этой записи в Instagram украинские СМИ сообщили о задержании 7 марта при попытке пересечения украинско-молдавской границы группы из девяти мужчин. Среди задержанных оказались 51-летний Руслан Евдокименко и 27-летний Анатолий Евдокименко – сын и внук Софии Ротару.

Роберт Рождественский умер в 1994 году.

Софии Ротару сегодня исполнилось 75 лет. Сегодня на своей страничке в Instagram она написала: «Приехала в место силы! Здесь я родилась, росла, пошла в школу. Здесь я начала петь. Родные Маршинцы напомнили мне, как важно не потерять чувство причастности к Земле, чувствовать связь с теми, кто дал тебе жизнь, воспитал и поддерживал в твоих начинаниях. Я редко пишу, но сегодня есть два повода. Мой юбилей и очень важный день гуманитарной инициативы, которую я поддерживаю с первых дней начала полномасштабной войны – «БОН бокс» – проект, который заботится о женах и детях военнослужащих, ушедших на фронт, и матерей с детьми, потерявших отца и мужа на этой войне. Сегодня не время праздновать юбилей, сегодня я молюсь, чтобы, как всегда, через несколько недель после моего Дня рождения, мы праздновали День Независимости Украины! Чтобы как можно быстрее вместо воздушных тревог в каждом доме, в каждой семье, в каждом городе нашей прекрасной Украины звучали песни о Любви и Мире! Ваша София Ротару».

Композитору Давиду Тухманову 20 июля исполнилось 82 года. Википедия сообщает, что он живёт на три дома – в Израиле, России и Центральной Европе.

Нужно ли России продолжать играть в WorldSkills

Нужно ли России продолжать играть в WorldSkills

Мы с моими учениками-школьниками занимаемся компьютерным 3D-моделированием с помощью программы Autodesk Inventor. Это программа американской компании Autodesk для создания объемных образов моделей разных деталей и механизмов. На днях мы хотели установить на личный компьютер одного из школьников академическую версию этой программы, то есть бесплатную версию, предназначенную исключительно для обучения школьников. И у нас впервые это не получилось. Сайт компании Autodesk перестал видеть страну Россию, ее школы и вузы.

Сначала мы не поверили своим глазам. А потом увидели на главной странице российского сайта компании Autodesk объявление: «Компания Autodesk приостанавливает свою деятельность в России». И мы все поняли.

Тогда мы подумали: а что же будет делать движение WorldSkills Russia, одним из основных партнеров и спонсоров которого была компания Autodesk? Из-за спонсорства компании Autodesk участникам соревнований WorldSkills Russia рекомендовалось использовать программное обеспечение именно этой компании, а не российских компаний АСКОН и АДЕМ. Хотя российская САПР Компас-3D компании АСКОН не хуже американской Autodesk Inventor.

Наверное, все знают, что WorldSkills Russia развивает в нашей стране международное соревновательное движение рабочих профессий WorldSkills. До 1 марта 2022 года Россия была членом этого движения.

1 марта 2022 года политически и конфессионально нейтральное движение WorldSkills International опубликовало на своем сайте официальное заявление о том, что WorldSkills солидарно с народом Украины, что WorldSkills однозначно осуждает применение насилия и широкомасштабную агрессию со стороны правительства России против Украины. И поэтому применяет следующие наказания и санкции, вступающие в силу немедленно:

  • отменяет участие WorldSkills Russia в WorldSkills Shanghai 2022;
  • приостанавливает членство WorldSkills Russia в WorldSkills International и, следовательно, любое участие в соревнованиях, проектах и ​​мероприятиях WorldSkills за пределами России.

Ну, что ж, отменяет – так отменяет. Американская компания Autodesk на сайте WorldSkills Russia исчезла из числа спонсоров и партнеров этого движения. И теперь ничто не мешает России развивать свои стандарты профессионального мастерства на базе разработок наших российских компаний.

Но в списке партнеров WorldSkills Russia пока не появились отечественные разработчики программ для компьютерного 3D-моделирования: там нет ни АСКОН, ни АДЕМ. Может, появятся.Ведь учредителями WorldSkills Russia названы Правительство РФ и Агентство стратегических инициатив. А правительство сейчас, как никогда, озабочено импортозамещением.

И уж если Россию выставили вон из якобы политически нейтрального движения WorldSkills, то стоит ли России продолжать эти соревнования под маркой WorldSkills, о которую русский человек язык сломает? Почему бы не назвать эту игру по-русски? «Молодые профессионалы», «А ну-ка девушки!», «Крутые парни» – да как угодно, лишь бы для русского уха было приятно и интересно. И заодно пересмотреть условия участия в этой игре. Чтобы не приходилось участникам соревнований искать спонсоров для участия в соревнованиях и чтобы условия для подготовки к ним у всех участников были равные. Называют же себя организаторы WorldSkills Russia некоммерческой организацией – значит коммерцию, вероятно, надо делать в другом месте.



Про гречку, сахар и стиральный порошок

Про гречку, сахар и стиральный порошок

​Сегодня слышала от одной работящей женщины, что у нее на глазах некоторые люди скупали огромными количествами стиральный порошок в дешевом магазине. "Они же потом втридорога будут продавать его в каком-нибудь ларьке, - говорила она. - На горе людей наживаются..." 

А в сетевых магазинах, когда заходишь туда после работы, уже нет на полках сахара и гречки. "К пяти все разобрали", - рассказала сотрудница магазина. 

Люди, дорогие, ну зачем вам столько сахара, гречки и стирального порошка? Ведь никто все это у вас не купит втридорога, и не съедите все сами. Гречку сожрут жучки, сахар окаменеет, порошок отсыреет. 

Не ходите завтра снова в магазин, отдохните. Оставьте сахар и гречку тем, кому они действительно нужны прямо сейчас. У кого-то в доме сахар закончился, и чашку чаю нечем подсластить. Будьте людьми, пожалуйста. Еды и стирального порошка на всех хватит.

И кстати, обо всем, что происходит, можно узнать больше на нашем круглосуточном тг-канале OpenDubna https://t.me/opendubna. Подписывайтесь!

Кому не нужно столько тепла?

Кому не нужно столько тепла?

​Вслед за автором чудесного закона о бродячих собаках, который не позволяет гражданам безопасно передвигаться по городу, в Госдуме проявляет активность еще один депутат, который может улучшить положение жителей городов в той же степени, что и автор закона о собаках. 

Этот депутат - Светлана Разворотнева. «Нам не нужно столько тепла, но мы за него платим», — цитирует депутата lenta.ru. 

Я не знаю, в каком доме живет депутат Разворотнева и от чьего имени она говорит "нам не нужно столько тепла". Мне, например, тепло нужно. 

Я считаю, что в климате центральных регионов России, где летом бывает всего пару недель с температурой воздуха выше 25 градусов, держать зимой в квартире температуру 18 градусов могут только очень здоровые люди, коими большинство россиян не являются. Нам вдобавок к коронавирусу не хватает эпидемии туберкулеза?

Регулировка температуры теплоносителя в системе отопления, конечно, дело правильное. Но эта регулировка возможна только в рамках дома, где установлен тепловой узел с теплообменником. Теплообменник получает для нагрева горячей воды в доме воду из котельной по централизованной системе теплоснабжения. И если котельная будет снижать температуру воды, подаваемой в дома, в зависимости от температуры воздуха на улице (что для котельной затруднительно), то в домах с теплообменниками горячая вода перестанет быть горячей. о есть в таких домах не будет не только горячей воды, но и тепла. Вообще не будет.  Домов с тепловыми узлами в России пока меньшинство, но все они построены после 2000 года. 

Может, вместо лишения людей тепла просто снизить цены на газ для котельных внутри России? А тем, кому дома жарко, просто закрыть кран на батарее и уменьшить этим потребление тепла?

Я предлагаю Госдуме РФ ввести меры ответственности для ее депутатов за результаты действия их законодательных инициатив.

И немного о депутате Светлане Разворотневой. Согласно сведениям из открытых источников, она окончила в 1990 году факультет психологии МГУ, после чего стала лаборантом и младшим научным сотрудником Института США и Канады. В начале 2000-х руководила пресс-службой Народной партии РФ, а затем учебным центром Центра политических технологий Игоря Бунина. В 2006-м возглавила Центральный исполнительный комитет ООО «Всероссийский Совет местного самоуправления» и с тех пор стала продвигаться по теме ЖКХ. В 2018 году по этой линии она была избрана в Общественную палату РФ, в 2021 году - в Госдуму РФ. Член фракции "Единая Россия".

А вообще вся история с внезапным широким освещением в СМИ больших доплат за холодную зиму выглядит подозрительно. Не в первый раз людям выкатывают такие доплаты, но шум в федеральных СМИ поднят впервые. И Светлана Разворотнева со своим предложением убавить тепло для жителей многоэтажек удивительно вовремя выступила.


Фото kinkate/maximovael94/pixabay.

Наше новогоднее телевидение может и радовать

Наше новогоднее телевидение может и радовать

Прекрасную новогоднюю программу подготовил телеканал «Культура». С удовольствием смотрели большой концерт «Романсиады» в полночь 31 декабря. Пусть немного резало слух постоянное восклицание ведущих концерта «Встречайте!» (словно объявляли артиста в трактире Марьиной Рощи), но этот концерт был лучшим из всего, что подготовило российское телевидение для новогодней ночи.

Большое наслаждение получили 1 января от новогоднего концерта Венского филармонического оркестра под управлением Даниэля Баренбойма – выдающегося пианиста и дирижера.

Ждем заявленного телеканалом «Культура» на новогоднюю неделю документального цикла «Великие имена», где обещаны повествования о Монтсеррат Кабалье, Марии Каллас, Герберте фот Караяне, Владимире Горовице, Гленне Гульде, Иегуди Менухине. Из российских великих музыкантов упомянуты только Святослав Рихтер и Геннадий Рождественский (будто великих певцов и певиц, великих скрипачей и виолончелистов у нас не было).

Единственное, чего не хватает телеканалу «Культура» – стереозвучания, коим обладают телеканалы, показывающие фильмы с бандитскими разборками. Согласитесь, слышать стрельбу в стереоскопическом звучании куда менее приятно, чем вальсы Штрауса.

С Новым годом!

Современное искусство дают в нагрузку

Современное искусство дают в нагрузку

Я вот не понимаю, почему любители современного искусства не могут оставить в покое любителей искусства классического. Вот приходила я раньше в Велетржни Палац в Праге, где собраны произведения чешских художников XIX века, посмотреть на "Черногорскую мадонну" Ярослава Чермака. Года три назад снова пришла туда - картин Чермака нет. Все выставочное пространство занято громадными изображениями обнаженных молодых мужчин розового цвета в возбужденном состоянии. Больше туда ходить не хочется.

Или взять Третьяковку. Специально ведь сделан зал для одной картины Иванова "Явление Христа народу". Почему именно туда надо помещать чью-то, пусть даже очень ценную хворостину? Чтобы испортить любителям живописи поход в музей?

Или идешь, скажем, в государственный театр на классическую пьесу - комедию Катаева "Квадратура круга", к примеру, хочешь посмотреть. И видишь на сцене не московскую коммунальную квартиру 20-х годов с ее смешными жителями, а Гулаг с заключенными в полосатых робах. Если кому-то кажется, что именно такой должна быть комедия, то почему бы им не написать собственную комедию и не поставить ее в каком-нибудь месте для любителей такого рода юмора, а не в государственном театре?

Вот правда, ну есть же тьма тьмущая галерей современного искусства, частных театров и экспериментальных пространств. Так какого же рожна надо навязывать тем, кто не хочет любоваться экспериментами над искусством, все это насильно?

Творцы современного искусства как правило не любят ничего, связанного с СССР. Тогда они должны не любить и традицию советской торговли продавать негодную вещь в нагрузку к ценной. Но именно этой традицией они почему-то вооружились и применяют ее повсюду. Чтобы никто от них не увернулся. 

А это "Черногорская мадонна" Чермака. Смотрю на нее теперь только в виде репродукции.

Может карбоновый след не надо сокращать, а то умрем от голода?

Может карбоновый след не надо сокращать, а то умрем от голода?

​Мир озабочен карбоновым следом и требует от всех утилизировать углекислый газ, а Британии углекислого газа так не хватает, что возник дефицит еды в королевстве. 

Из-за резкого роста цен на природный газ в последние недели в Великобритании закрыты некоторые заводы по производству удобрений, что привело к нехватке углекислого газа, а его используют для добавления в пиво и газированные напитки, а также для оглушения птицы и свиней перед убоями, сообщает Reuters. 

Что-то в нашем высокотехнологичном мире явно пошло не так.

Изображение tomwieden/Pixabay.

Поговорим об отоплении

Поговорим об отоплении

​Включение отопления стало очень болезненной темой для муниципалитетов. 

Ясно же, что если в домах холодно, люди будут просить включить отопление - это естественно. Все просьбы жителей об этом с неистовой силой отбиваются представителями большинства городских администраций. Жителям постоянно тычут в нос постановлением от пяти днях с температурой наружного воздуха ниже 8C даже несмотря на указания губернатора включить отопление раньше, если в домах очень холодно. Пусть жители простужаются и болеют, но отопление им не включат, пока кое-кого не взгреют за это лично. 

Понятно, что те, кого приходится взгревать, не отдают распоряжения включить отопление по настоянию энергетиков. У этого настояния есть несколько причин. Одна из них - огромные долги за газ. О других причинах стоило бы поговорить отдельно. 

И вот выходит, что жители, которые платят огромные деньги за тепло, причем без всяких скидок и субсидий, не могут его получить вовремя, даже заплатив за него. Что же это за рынок такой?

Наверное, пришла пора государству серьезно заняться этой ситуацией. Потому что сейчас тепло только тем, у кого собственный дом с газовым котлом. И государство знает, сколько у нас таких граждан, кому тепло всегда. И сколько остальных.

Изображение Gerd Altmann/Pixabay.

Бомбический взгляд на прошлое

Бомбический взгляд на прошлое

Фильм «Бомба» стал одним из немногих российских фильмов, где показывают трудовую жизнь и трудовой подвиг наших сограждан. Очень радует, что такие фильмы наконец появились.

Многосерийный фильм «Бомба» очень похож на столь же добротный сериал «Частица Вселенной». Видимо потому, что обе картины продюсировал Валерий Тодоровский. Прослеживаются очевидные параллели в развитии сюжета, в центральной любовной истории «на троих», в характерах главных героев и даже в музыкальной теме.

Секретные некогда физики, чья жизнь и работа показаны в фильме «Бомба», за последние тридцать лет стали широко известны некоторыми острыми моментами своей биографии. Видимо, поэтому один из главных героев картины Миша Рубин соединил в себе биографические факты и черты характера как минимум трех великих советских физиков: Льва Ландау, Георгия Флерова и Виталия Гинзбурга.

Это Ландау был посажен в тюрьму НКВД по политическому делу и был оттуда вызволен, будучи взятым на поруки академиком Петром Капицей. Правда, Ландау был посажен не в 1941 году, как кинематографический Миша Рубин, а в 1938 году. И отсидел год в тюрьме, а не четыре года в лагере.

Это Ландау был учеником Нильса Бора, работал с ним в конце 1920-х – начале 1930-х годов, будучи командирован за границу Советским Союзом.

Но не Ландау ездил к Бору в Копенгаген для получения сведений о работах американцев над ядерной бомбой. Эта операция советской разведки была проведена не в 1946 году, как показано в фильме, а в 1945-м. И посылали к Бору молодого советского физика Якова Терлецкого. Как это было, он рассказал в своих воспоминаниях.

Женат на девушке, приговоренной в 1945 году к трем годам лагерей и выпущенной в 1945 году по амнистии, был Виталий Гинзбург. Он познакомился с Ниной Ермаковой (так звали девушку) в городе Горьком, где он тогда работал, а она училась.

Писал письмо Сталину о необходимости срочно возобновить ядерные исследования Георгий Флеров в 1942 году. Он же в 1949 году во ВНИИЭФ в Сарове предпринял первую экспериментальную попытку оценить критическую массу металлического плутония путем сближения двух плутониевых полусфер на «египетской технике». Попытка закончилась благополучно, без всяких аварий.

Все три великих физика благополучно пережили испытания первой советской атомной бомбы. Академик Лев Давидович Ландау стал Нобелевским лауреатом и умер в 1968 году после долгого лечения последствий тяжелой автомобильной аварии, в которую он попал в январе 1962 года, выезжая из Москвы в Дубну.

Академик Виталий Лазаревич Гинзбург тоже стал Нобелевским лауреатом и прожил 93 года, покинув нас в 2009 году.

Академик Георгий Николаевич Флеров дополнил таблицу Менделеева тремя новыми химическими элементами, синтезировав их в своей Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований, прожил 77 лет и ушел от нас в 1990 году. Его именем назван открытый в Дубне командой академика Оганесяна химический элемент №114 – флеровий.

Яков Петрович Терлецкий с 1952 по 1956 год руководил отделом теоретической физики Института ядерных проблем АН СССР в Дубне. Это был институт, из которого в 1956 году путем его слияния с Гидротехнической лабораторией образовался Объединенный институт ядерных исследований. Яков Петрович прожил 81 год и до самого конца жизни (до 1993 года) возглавлял созданную им кафедру теоретической физики в Университете дружбы народов.

А аварийный инцидент со сближением сфер для достижения критической массы произошел не в Сарове, а в американском Лос-Аламосе. Причем дважды – 21 августа 1945 года и 21 мая 1946 года.

В первой аварии погиб один экспериментатор, работавший со сферой с отражателем из карбида вольфрама. Он уронил кирпич отражателя на центр сборки из плутония.

Во второй аварии погиб экспериментатор, уронивший отвертку, которая разделяла бериллиевые полусферы отражателя. Это был выходец из России, канадский физик Луис Злотин. Семь человек, присутствовавших при аварии были облучены.

Именно в аварии со Злотиным была замечена показанная в фильме «Бомба» вспышка синего черенковского излучения. Именно Злотин получил летальную дозу облучения и сказал о себе «Я думаю, я приговорён» («I think I'm done for»). Он умер через 9 дней после облучения в инциденте с полусферами от острой лучевой болезни в кишечной форме.

Возможно, этот яркий драматический эпизод авторы фильма «Бомба» решили добавить к советскому персонажу, чтобы объединить советские и американские атомные проекты. А может, это была идея Валерия Тодоровского, о котором пишут, что он давно и постоянно живет в США.

Однако именно этот эпизод и его странная трагическая концовка, когда обреченный острой лучевой болезнью Миша Рубин остается при всеобщем молчании на территории, где взрывают атомную бомбу, почему-то звучит диссонансом ко всему показанному в фильме.

Сирано, родственник принцессы Турандот

Сирано, родственник принцессы Турандот

Совершенно блестящий спектакль "Сирано де Бержерак" поставил Сергей Безруков в своем Московском Губернском театре. Посмотрела его только что на телеканале "Культура", не отрываясь, на одном дыхании.

Это постановка уровня "Принцессы Турандот" Вахтангова. 

Мрачная драма Сирано превращена в комедию венецианских масок с трагическим концом.

Оригинальный текст Ростана местами остроумно осовременен, в него вплетены в ироническом ключе цитаты других поэтов. При этом диалоги и реплики актеров добавили блеска и легкости.

Некоторые части монолога под балконом Роксаны Сирано (Безруков), изображая возлюбленного Роксаны Кристиана, очень забавно читает в стиле рэп, подчеркивая его знакомую нам простоватость.

Действие спектакля все время динамично. В мизансценах, движениях и подаче реплик много тонких акцентов, которые представляют персонажей практически нашими современниками.

Сергей Безруков – больше, чем выдающийся артист. Однако весь актерский состав спектакля находится с ним в полной гармонии, что называется, на одном эшелоне неба. Это один сценический механизм. Хорошо налаженный, мощный, уверенно работающий.

Очень хороша в роли Роксаны светловолосая и белокожая Карина Андоленко. Тонкая девичья хрупкость и нежность Роксаны на фоне мужского военного общества французов XIX века интересно перекликается с другой ролью очень похожей на Карину Андоленко актрисы Александры Никифоровой –  в недавнем сериале "Невеста комдива".

Здорово, что сняли киноверсию спектакля "Сирано". Из Дубны на вечерние спектакли Московского Губернского театра не доберешься, а тут –  такое неожиданное удовольствие. Особенно неожиданное после других спектаклей на телеканале "Культура".

Спасибо Сергею Безрукову и его театру!

Побольше бы таких спектаклей на телеканале "Культура", тогда и настоящей культуры в нашем обществе прибавится.

И еще скажу, что, пожалуй, Московский Губернский театр, сегодня единственный среди московских театров показывает по-настоящему живой, идущий в ногу со временем театр, а не занудную механическую тухлятину под видом современного искусства.

​Россия еще не заняла второго места в мире по заболеваемости коронавирусом

​Россия еще не заняла второго места в мире по заболеваемости коронавирусом

Новость сегодняшнего утра о том, что Россия стала второй в мире после США по заболеваемости коронавирусом, не соответствует действительности.

Не знаю, кто вбросил ее, но ссылаются на данные Университета Хопкинса. У Хопкинса Россия с сегодняшним общим числом больных 232 243 человека опередила Испанию с ее 227 436 заболевшими на утро 11 мая.

Я обычно смотрю мировую статистику коронавируса на портале Worldmeters. Там Россия со вчерашнего дня стоит на третьем месте после США и Испании. При этом данные по России у Хопкинса и Worldmeters совпадают. А вот для Испании Worldmeters сейчас показывает совсем другое число, чем Хопкинс: 269 520 больных коронавирусом.


Вся правда о масках

Вся правда о масках

Эта фотография людей в масках была сделана в Калифорнии в 1918 году. Шла вторая волна испанки – пандемии завезенного из США в Испанию гриппа, в которой полмиллиарда человек было заражено и погибло более 50 миллионов по всему миру. Эпидемию удалось остановить только с помощью масок.

Почему Россия справляется с коронавирусом, как справляется

Почему Россия справляется с коронавирусом, как справляется


Трудно не видеть, что эпидемию коронавируса Россия получила из Европы.

Совершенно правильно написал вчера в фейсбуке об эпидемии коронавируса в России соратник Алексея Навального Леонид Волков: «Может быть из фейсбучного пузыря кажется, что все ездят в феврале кататься на лыжах в Доломиты, но на самом деле это, конечно же, не так».

Конечно же, это не так.

7 апреля московский оперативный штаб по борьбе с коронавирусом сообщил, что всего 4% от числа новых заразившихся коронавирусом в Москве недавно вернулись из-за границы.

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, вернувшихся их-за рубежа москвичей оказалось 120 тысяч – 1% населения Москвы.

Средняя скорость удвоения общего количества больных коронавирусом в России 7 апреля составляла 3,5 дня.

Это означает, что четыре процента заболевших превращаются через 3,5 дня (один период удвоения) в восемь процентов, через 7 дней (два периода удвоения) – в шестнадцать процентов, через 10,5 дней (три периода удвоения) – в тридцать два процента, через 14 дней (четыре периода удвоения) – в шестьдесят четыре процента, а через 17,5 дней – в сто двадцать восемь процентов.

То есть четыре процента больных превратятся в 100% примерно за 16 дней, если не пресекать контакты этих четырех процентов.

Вот что такое эпидемия..

У России есть шанс не догнать Италию и Германию по заболеваемости коронавирусом

У России есть шанс не догнать Италию и Германию по заболеваемости коронавирусом


Интересная новость открывается, если построить кривые ежедневного изменения количества больных коронавирусом в Китае, Италии, Германии и России на одной логарифмической шкале.

Чтобы сравнить профили четырех кривых, их начало разумно свести в одну точку по оси ординат: в точку достижения каждой из четырех странам общего количества больных около 8000 человек.

Удивительным образом кривые Италии и Германии идеально наложились друг на друга.

С кривой Китая они тоже почти совпадают до значения по оси ординат в 65 500 больных.

Это означает, что примерно 65000 больных Китай, Италия и Германия достигают с одинаковой скоростью и за одинаковое время – около двух недель.

Далее Китай стабилизирует ситуацию – там ежедневный прирост резко снижается, стремясь к единичным случаям.

А в Италии и Германии общее количество больных продолжает нарастать с одинаковой скоростью.

Зараза идет по миру с постоянной скоростью: Китай, Италия, Россия

Зараза идет по миру с постоянной скоростью: Китай, Италия, Россия

​Изучила итальянскую статистику заболеваемости коронавирусом в динамике. Более-менее достоверно она начинается с 22 февраля, когда Италия считала, что вполне справляется с эпидемией. Сравнила Китай, Италию и Россию на одном графике с логарифмической шкалой. Получилось, что в России ситуация развивается ближе к итальянскому сценарию. Что не радует.

Коронавирус в России в сравнении с Китаем

Коронавирус в России в сравнении с Китаем


Изучила статистику заболеваемости коронавирусом в Китае по данным Национальной комиссии здравоохранения КНР. Устойчивая статистика в ежедневных пресс-релизах НКЗ начинается с 30 января. И 30 января количество заболевших уже достигло 9361 человек – примерно, как в России 9 апреля.

Ежедневный прирост заболевших в это время поднимался с 2500 до почти 4000 человек в конце первой трети периода и затем спустился к концу периода до 2000 человек.

Однако 12 февраля китайцы внесли поправку в общее количество заболевших в размере 15000 человек – это были недодиагностированные тестированием пациенты.

Если размазать эту поправку по всему периоду в 12 дней (с 31.01.2020 по 11.02.2020), то в среднем ежедневное количество новых больных вырастет примерно на 1200 человек - от 3700 до 5200 в первой трети периода и 3200 к концу периода.

С 13 февраля ежедневное количество заболевших в Китае начало снижаться.

И если посчитать среднюю скорость удвоения общего количества больных коронавирусом в Китае на этом промежутке с 31 января по 11 февраля, то получится, что при приближении к пику общее количество заболевших удваивалось раз в пять дней.

В среднем по России общее количество количество больных сейчас удваивается раз в четыре дня, а в Подмосковье – раз в три дня.

Вчера в России достигнут ежедневный прирост в 1786 больных, а их общее количество составило 11917.

Если бы в России еще с 23 марта были приняты ограничительные карантинные меры, как в Китае, с той же степенью строгости, то можно было бы ожидать по аналогии с китайской картиной развития эпидемии, что через три-четыре дня скорость удвоения общего количества больных снизилась бы до раза в пять дней. А пик эпидемии пришелся бы примерно на 17  – 19 апреля. И общее количество больных составило бы на пике около 65000 человек.

Но аналогичные китайским карантинные меры у нас собираются ввести только с понедельника 13 апреля. Значит, их эффект , скорее всего, проявится только к концу апреля. И на пик заболеваемости Россия выйдет в таком случае не к 17 – 19 апреля, а к 9 мая.   

Посмотрим, что день грядущий нам готовит.

Россия использует китайский опыт диагностики коронавируса

Россия использует китайский опыт диагностики коронавируса

В Германии к 8 апреля провели населению 918 460 тестов на коронавирус –  больше всех в Европе. Протестировали 10 человек на тысячу населения

Обнаружили 109 329 зараженных. Зараженных оказалось один на десяток протестированных.

В России провели почти такое же количество тестов –  910 221. Протестировали 6 человек на тысячу населения. Выявили 8 672 зараженных. Зараженных оказалось девять на тысячу протестированных.

В США провели 2 075 739 тестов –  больше всех в мире. Протестировали 6 человек на тысячу населения –  как в России. Зараженных оказалось 19 на сотню протестированных.

В ОАЭ провели 539 195 тестов. Протестировали 5 человек на сотню населения. Выявили 2659 зараженных. Зараженных оказалось пять на тысячу протестированных –  почти как в России.

Сколько тестов провел Китай, мировая статистика не сообщает. Известно только, что перелом в китайской статистике коронавируса наступил 13 февраля, когда Китай сообщил о 15 152 новых случаях заражения своих граждан, а накануне их было всего 2 035.

Этот всплеск зарегистрированных случаев заражения в Китае объяснили тем, что с 12 февраля медикам провинции Хубэй дали возможность классифицировать подозрительный случай COVID-19 как клинически подтвержденный на основе визуализации грудной клетки, без лабораторного подтверждения.

Китайские 13 332 из 15 152 новых случаев от 12 февраля как раз и были клинически, а не лабораторно подтвержденными в провинции Хубэй. До 12 февраля они числились как «вероятные» или «подозреваемые» в ожидании результатов тестов.

И вот, видимо, с тех пор количество тестов на коронавирус в Китае перестало попадать в мировую статистику.

9 апреля Россия пошла по успешному китайскому пути. Созданный в России Клинический комитет по борьбе с коронавирусом тоже считает необходимым ставить диагноз на основании выявленных КТ клинических признаков пневмонии.

Заболеваемость коронавирусом в России – показательная функция

Заболеваемость коронавирусом в России – показательная функция

Увидела у политолога и журналиста Дмитрия Куликова диаграмму новых заражений коронавирусом в России и решила составить график заболеваемости коронавирусом в России, Москве, Подмосковье и в России за пределами Москвы (Россия без Москвы) с 18 марта. Только с 18 марта удалось найти официальные ежедневные данные прироста заболевших по России, Москве и Подмосковью.

У Дмитрия Куликова график ведет отсчет заболеваемости с 26 марта – дня начала самоизоляции лиц старше 65 лет.

Олег Теряев посмотрел на мой график и предложил перестроить его по логарифмической шкале (двоичный логарифм количества заболевших). И вот что у нас с Олегом Теряевым получилось.

Из графика заболеваемости с логарифмической шкалой видно, что линии роста заболеваемости близки к прямым. Значит, функция роста заболеваемости, к сожалению. пока близка к показательной – 2 в степени x, иначе говоря, – экспонента (так называют показательную функцию на Западе).

Это означает, что чем круче кривые на логарифмическом графике, тем более взрывной рост распространения инфекции мы можем наблюдать. Остановить этот рост могут упреждающие меры – в том числе, самоизоляция или карантин.

Исходя из графика, скорость удвоения количества заболевших составляет c 26 марта по сегодняшний день в России – примерно 4 дня, по Москве – 3,81 дня, по России без Москвы – 4,48 дня, по Подмосковью – 3,74 дня.

То есть заболеваемость в Москве растет чуть быстрее, чем в России без Москвы, а в Подмосковье растет чуть быстрее, чем в Москве.

При этом последние два дня (3 и 4 апреля) верхние три линии становятся чуть более пологими, что может указывать на спад скорости распространения инфекции в России и в Москве.

В Подмосковье такого спада нет. Интенсивный рост заболеваемости здесь дают города, фактически граничащие с Москвой: Одинцово, Красногорск, Ленинский, Люберцы, Химки, Раменское, Мытищи.

Из графиков видно, что с 18 до 22 марта скорость прироста количества заболевших по Москве и по России без Москвы менялась. Москва и Россия по очереди вырывались вперед по скорости распространения заболевания.

В то же время, в Подмосковье до 21 марта был скачок скорости увеличения количества заболевших, а потом образовалось плато с нулевой скоростью на целых три дня.

Вероятнее всего, такая картина показывает, что скорость распространения заболевания в этот период сильно зависела от количества проведенных тестов на коронавирус.

С 24 марта, когда тестирование охватило значительно большее количество участников, три верхние кривые (Россия, Москва, Россия без Москвы) пошли вверх с довольно близкой скоростью.

Если считать, что инкубационный период коронавируса составляет 14 дней, то на положительный эффект самоизоляции на графике могут указывать только последние два дня – с 26 марта до сегодняшнего дня прошло 10 дней. Не забудем, что школьников Москвы и Подмосковья отправили на свободный режим посещения школ еще 23 марта, и, возможно, это дало свой эффект.

А если продлить кривые влево до пересечения с осью абсцисс (осью дат), то можно получить дату появления в России, Москве и Подмосковье первого больного коронавирусом – двадцатые числа февраля.