. Дубна: 7 oC
Дата 19.04.2024
rss telegram vk ok

Он очень своеобразный, этот бизнес. Продавать печатное слово о горестях и радостях народа  самому народу очень рискованно.

Если слово окажется неточным, слишком слабым или слишком сильным, если тональность его не совпадет с привычной большинству, страдает сразу все, что сделано до этого. Люди беспощадны. И этот риск, конечно же, осознаешь, начиная дело.

Газетный бизнес, безусловно, – социально значимый, если речь идет о научно-популярных,  общественно-политических, экономических и детско-юношеских изданиях.  Эту его функцию государство пока плохо осознает и совсем не использует.

А потому в газетном бизнесе есть проблемы, что не зависят от издателя. И влиять на них можно только силой денег или административного ресурса.

Главные проблемы – дороговизна полиграфии и отчаянные трудности распространения. Расходы на полиграфию и распространение составляют более половины минимального бюджета провинциальной газеты.  

Эти расходы создают такую стоимость производства газеты, что приходится продавать ее в разы ниже себестоимости. И даже при этом цена экземпляра кажется некоторым читателям завышенной.

Чтобы не объяснять каждому, откуда она берется, я постараюсь объяснить это всем сразу.

Красивая, цветная, дорогая

Читатели хотят качества: газета должна быть цветной, использующей все возможности современных полиграфических технологий.  А с полиграфией выходит странная вещь.

Типографий, что печатают газеты, хватает. При этом печать газеты стоит очень дорого. Конкуренция здесь не работает в сторону снижения цены экземпляра.

Владельцы и менеджеры типографий и полиграфических комбинатов дружно утверждают, что высокую цену печати задает цена бумаги. Мол, российская бумага слишком дорогая и некачественная, дешевле покупать китайскую, а если хочется качества, то – финскую. Многие федеральные издания и вовсе печатаются в Финляндии.

При этом, на официальном портале органов государственной власти Республики Карелия я читаю следующее:

"Сейчас 17% финских газет печатается на русской бумаге  производства Кондопоги, Соликамска и Балахнинского бумкомбината. Хотя качество российской бумаги все еще уступает финской, но покупателей привлекает цена. Разница в стоимости финской и привозной бумаги превышает 10%".

В результате, расходы на полиграфию подрывают бюджеты российских газет и журналов, они закрываются. Вслед за ними, теряя заказчиков, разоряются маленькие типографии, что занимаются офсетной печатью. В провинции остаются лишь типографии, выпускающие упаковку.

Провинциальные газеты вынуждены печататься на столичных полиграфических комбинатах или в больших типографиях областных центров. А расходы на доставку тиража – совсем не маленькие.

Вот и приходится продавать газету по цене, которая не достигает даже себестоимости печати.

Где купить вашу газету?

Когда я зарегистрировала свою газету как печатное издание, мне еще несколько месяцев пришлось добиваться, чтобы холдинг АРИА АИФ, которому принадлежат все киоски "Союзпечать" в Дубне и Московской области, рассмотрел мое коммерческое предложение о продаже моей газеты в его киосках. Все эти месяцы читатели и рекламодатели меня постоянно спрашивали, отчего моя газета не продается в "Союзпечати".

Чтобы продавать мою газету в двадцати киосках "Союзпечати" в Дубне, я заплатила АРИА АИФ немалую для меня сумму "за продвижение нового издания".

Продвижение заключалось в том, что первые два месяца газету должны были ставить сразу за стеклянной витриной киоска, а не класть в дальний его угол. Ставили, но лишь после того, как я и мои сотрудники стали регулярно обходить все киоски и спрашивать, где стоит наша "Открытая Дубна".

Через два месяца киоскеры стали класть мою газету либо под прилавок, либо в самое незаметное место, объясняя, что читатели если захотят купить, так спросят.

Вопрос "Откуда читатели должны знать, что именно эту газету нужно спрашивать, если ей без году неделя, и они могли ее еще ни разу не видеть?" ставил киоскеров в тупик. Они молча доставали газету из-под прилавка и укладывали рядом с другими газетами. А назавтра она снова оказывалась в каком-то незримом пространстве.

Продавать мою газету в киосках "Союзпечать" приходится со стопроцентной наценкой к отпускной цене.

То есть при себестоимости производства газеты, скажем, в 25 рублей за экземпляр, я должна ориентироваться на цену самой дешевой в городе муниципальной газеты – 7 рублей в "Союзпечати".  Убытки производства государственной газеты покрывают муниципальные и региональные власти. А я вынуждена при такой диспозиции изобретать способы сделать это самостоятельно.

Несмотря на то, что моя газета стала продаваться в киосках "Союзпечати", знакомые и незнакомые люди продолжают меня спрашивать, отчего газеты не видно в городе.

А не видно ее в городе потому, что на реализацию ее согласились взять только три десятка маленьких продуктовых магазинчиков. Места в магазинчиках мало, и там, как и в "Союзпечати", мою газету тоже держат где-нибудь в дальнем углу, лицом вниз. Поскольку философия продавцов все та же: "Кто знает, тот купит".  Вопрос "а если кто не знает – как ему купить?" этих продавцов вообще не смущает. Дешевый непрофильный товар их интереса не вызывает.

Все крупные торговые сети типа "Перекрестка" за выкладку у них в зале моего издания просят в месяц 200-300 долларов. Никакое местное издание таких трат себе позволить не может: выручка от продаж не покрывает расходы на оплату выкладки.

"Ну, есть же почтовая подписка! – говорят мне читатели. – Почему вашу газету нельзя выписать на почте?"

Начали мы работать с почтой. Выпустив первый номер в декабре 2012 года, мы уже никак не сумели попасть в каталог почтовой подписки на первое полугодие 2013 года. Потому что этот каталог был составлен еще в начале 2012 года. Зато мы чудом успели попасть в такой каталог на второе полугодие 2013 года. Заплатили за это тоже немаленькую  для нас сумму, заполнили уйму бумаг и курьером доставили их в Москву.

Как только наступило первое полугодие 2013 года, выяснилось, что наши почтовые подписчики не получают нашу газету. Оказывается, у "Почты России" нет возможностей забирать ее в московской типографии, где она печатается. И мы, за свой счет, должны ее доставлять в почтовые отделения, откуда ее будут носить почтальоны по адресам подписчиков. Ну не абсурд ли?

У нас есть редакционная подписка и собственная служба доставки газеты подписчикам. Так зачем тогда нам "Почта России" с ее дорогостоящим и бессмысленным каталогом? Доставить газету за пределы Дубны в таких условиях проще и дешевле почтовой бандеролью. Но, увы, не быстрое это дело.

Где взять деньги на покрытие убытков?

В самом начале пути качественному малому газетному бизнесу кредитами воспользоваться невозможно, потому что и через год, и через два отдавать их будет нечем. А затраты в начале пути огромны, они совершенно несопоставимы с доходами.

Налоговые льготы в самом начале получить не удается, государственные гранты в первый год работы – тоже, потому что государственные программы поддержки СМИ ориентируются на доходы и расходы бюджета прошлого года. 

Если же говорить о размерах господдержки Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям социально значимых проектов, то размер их для провинциальных газет совсем невелик –до 150 тысяч в год на один проект. Размер гранта рассчитывается по себестоимости количества полос, занятых опубликованными в рамках проекта за год материалами. И поддерживает таким грантом Роспечать не более двух проектов одного издания.

Печатное научно-популярное и общественно-политическое издание может быть сильным инструментов влияния, если его правильно использовать. И поэтому главная проблема такого малого издательского бизнеса в провинции – полная зависимость хозяина этого бизнеса от симпатий главы администрации города или района. Все муниципальные программы поддержки малого и среднего бизнеса в провинции действуют, исходя из этого правила.

На уровне Московской области пока наблюдается полный беспорядок в сфере поддержки малого и среднего бизнеса. В начале лета губернатор Подмосковья объявил об открытии масштабной программы субсидий малому бизнесу на покрытие издержек его становления. Я обратилась в эту программу за субсидией для моего социально значимого газетного бизнеса. И мне ответили, что если бы у меня была не газета, а театральный кружок, то я могла бы рассчитывать на субсидию, а так – увы. 

Малые независимые СМИ не могут участвовать ни в каких конкурсах госзакупок, потому что такие конкурсы просто не предусмотрены.

Судя по происходящему, руководителей администраций городов, районов и области вполне устраивает деятельность учрежденных ими информационных агентств, производящих чудные заголовки вроде: "Достигнуты большие результаты", "Качество жизни – на высоком уровне", "8 сентября – День выборов", "Эксклюзивное выступление столичного коллектива" и "Смотр готовности техники".

А значит, конкуренция с независимыми газетами является лишь препятствием для деятельности государственных информагентств.

В итоге выходит, что качественные независимые СМИ, работающие на благо малой и большой Родины, выпускать можно только подвижническим трудом его сотрудников и добровольных помощников. Зато для проводников идей разорения родного города средства волшебным образом всегда находятся.

Хочу, чтобы услышали

Перечислив самые острые проблемы качественных региональных газет и журналов, я предлагаю средства их решения и хочу донести мои предложения до тех правительственных структур России, которые способны изменить ситуацию на региональном информационном поле России в лучшую сторону. Поскольку,

по оценкам зарубежных аналитиков, даже в последние годы массового распространения электронных СМИ и социальных сетей прибыль печатных изданий все равно остается выше, чем у электронных.

Вот мои предложения:

Придать научно-популярным, общественно-политическим, экономическим и детско-юношеским изданиям официальный статус социально значимых.

– Ввести налоговые льготы для социально значимых изданий в виде размера НДС в 5% и пониженной базы социальных налогов.

–Для АРИА-АИФ, а также владельцев торговых сетей и сетей распространения печатных изданий установить наценку на социально значимые издания в размере 10%. Считать продажу социально значимых изданий социально значимой услугой, поощряемой пониженной налоговой ставкой и господдержкой при расширении сетей распространения социально значимых изданий.

– Считать печать социально значимых изданий социально значимой услугой. Для типографий, оказывающих такие услуги, применять пониженную ставку НДС.

– К муниципальным заказам допускать по конкурсу наряду с госбюджетными печатными изданиями независимые социально значимые издания.

– Считать рекламу социально значимых изданий социальной рекламой. Включить ее в план муниципальной и региональной социальной рекламы.

– Поддержать из регионального и федерального бюджета льготную подписку на социально значимые издания для школьников, студентов и молодежи в возрасте до 18 лет.

Наталия Теряева, главный редактор ОД

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить