. Дубна: 1 oC
Дата 23.01.2021
rss vk ok fb twitter

raise1

Конкурс студенческих социальных предпринимательских проектов РАНХиГС отразил, как зеркало, проблемы сегодняшней экономики России – реальность и представления о реальности. Говорю об этом как член жюри конкурса.

Студенческие команды представляли свои реализованные бизнес-проекты в социальной сфере. Из семи проектов, которые мне довелось оценивать как члену жюри, реальную бизнес-основу имел лишь один. Именно он не имел никакого социального содержания. Те же, что имели отношение к решению реальных социальных проблем, были абсолютно неоправданными с экономической точки зрения.  Это и есть суровая правда жизни: хочешь творить добро – забудь о прибыли.

К конкурсу RAISE  (RAnepa Inspiring Social Enterpreneurship) Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ привлекла учащихся всех своих 52 филиалов в российских регионах. (Кстати, слово RANEPA– это просто аббревиатура названия РАНХиГС на английском языке: Russian Academy of National Economy and Public Administration.)

Команды разделили на лиги – белую, желтую, синюю, зеленую, красную. В каждой лиге по шесть-семь команд.  Каждая команда представляла один-два проекта, выполненные в течение года с достижением реального результата.  Членам жюри раздавали  письменное представление проекта и его плодов на листе формата А3, и после его минутного изучения жюри прослушивало устную презентацию того же, сопровождаемую слайдами или видеороликом.

Замечательно, что конкурс заставляет молодых людей задумываться о существовании социальных проблем и путях их решения. Но надо признать, что часть студентов основывает свои представления о социальных проблемах не на реальных фактах, а на фантазиях, как например команда из города Дзержинск Нижегородской области. Свой социальный проект они назвали «Живи, дерево!». И заключался он в том, чтобы проводить акции посадки деревьев жителями Дзержинска – одного из центров химической промышленности.  Поставленная цель  –  улучшить экологическую обстановку и очистить воздух.

Сажать деревья – дело очень полезное (если сажать правильно). Есть специальные технологии высадки деревьев в промышленных зонах, и они давно применяются специалистами в этой области. Но в качестве социальной проблемы проекта студенты заявили  факт: средняя продолжительность жизни в городе Дзержинске составляет 45 лет – неправда номер один. Сказали, что факт получен из сведений Росстата – неправда номер два. На мой вопрос, какова же средняя продолжительность жизни в России, ответили: для мужчин 54,6 года – заблуждение номер три. Самое горькое: некоторые члены жюри тоже считали, что в Дзержинске люди живут в среднем по 45 лет.

Для тех, кто не знает, сколько живут люди в России и в городе Дзержинске Нижегородской области, сразу открою правду: по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) средняя (ожидаемая) продолжительность жизни в России в 2013 году составляла 70,8 года,  мужчин – 65,4 года. В Нижегородской области ожидаемая продолжительность жизни городского населения обоих полов составляет 69,8 лет, у мужчин – 63,4 года. В городе Дзержинске по итогам Всероссийской переписи 2010 года ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов составляла 66,6 года, для мужчин – 59 лет, для женщин – 73,4 года.

Скорее всего, молодые люди из Дзержинска были сбиты с толку сведениями, распространенными американской некоммерческой организацией Blacksmith Institute, которая в 2006 году объявила Дзержинск самым грязным городом на планете, где люди еле доживают до 45 лет. Несмотря на то, что результат фальшивого «исследования» НКО  Blacksmith Institute был опровергнут, о сорокапятилетней продолжительности жизни в Дзержинске успели раструбить все СМИ. А людям, не привыкшим работать с цифрами и плохо знающими историю, не приходило в голову, что такая продолжительность жизни в России в мирных условиях в последний раз наблюдалась  еще до Октябрьской революции 1917 года. Судя по всему, помогли создать путаницу в головах детей города Дзержинска и некоторые местные политики, в личных целях напиравшие на тему экологии.

В результате, руководствуясь благими намерениями, студенты из Дзержинска своей неосведомленностью с первых слов подмочили репутацию своего проекта. К тому же выяснилось, что никакой предпринимательской стороны у их проекта не просматривается. Саженцы для посадок вырастил городской питомник, деньги на покупку саженцев (85 000 рублей) выделили администрация Дзержинска и РАНХиГС.  Продажа сертификатов на посадку семейного дерева принесла проекту 7000 рублей.

Как социальный проект TATI команда студентов из Калуги представила свой заработок на фото- и видеосъемке свадеб и разнообразных праздников.  Молодые люди работают без создания юридического лица и без всякого патента. А социальной стороной своей деятельности считают создание одного видеоролика социальной рекламы «Живи реальной жизнью», видеоклипа песни «Звездная Калуга» и организацию двух праздников в двух детских домах и одного праздника для детей-инвалидов в сети пиццерий «Pepper’s Pizza».

Серьезнее всех с точки зрения социальной пользы выглядел проект МОСТ (МОбильные СТуденты) команды студентов Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Экономический эффект от своей деятельности ребята трезво оценили не в деньгах, а в улучшении качества жизни инвалидов за счет создания в здании Института бизнеса и делового администрирования инфраструктуры для них.  Если молодым людям с ограниченными возможностями повысить доступ к очному образованию, они не будут чувствовать себя оторванными от общества, справедливо рассудила команда проекта МОСТ. И вместо прибыльного бизнеса занималась привлечением благотворительных взносов и организацией волонтерского движения, чтобы убеждать руководство РАНХиГС  строить пандусы и лифты для инвалидов, а студентов академии – тратить время на организацию досуга их сверстников-инвалидов. Деньги собирали и тратили (243 000 рублей), в том числе, на проведение турнира по регби на колясках, дизайн и печать информационных плакатов и листовок.

Единственным чисто предпринимательским проектом, без всякого социального подтекста, оказался проект "Мир": курсы подготовки мигрантов к обязательному тестированию по русскому языку и основам российской истории и законодательства. За 500 рублей с носа студенты взялись обучать мигрантов русскому языку, истории и законодательству в группах по паре десятков человек и всего за 3 часа. Бойкие молодые предприниматели объяснили, что способствуют социализации мигрантов путем проведения своих занятий при поддержке Посольства Узбекистана в помещении Профсоюза трудящихся-мигрантов. Что интересно, там же, в профсоюзе, обученные за 3 часа русскому языку и истории мигранты проходят тест. Так утверждали их учителя, представляя жюри свой проект «Мир». По словам команды проекта «Мир», 90 % их учеников сдают тесты с первого раза. 

Вся эта информация вызвала не только большие сомнения у жюри, но и большую тревогу за соблюдение российского законодательства участниками проекта «Мир». Ведь ни Профсоюз трудящихся-мигрантов, ни Посольство Узбекистана в Москве не входят в перечень центров тестирования, уполномоченных проводить комплексный экзамен по русскому языку, знанию истории России и основ законодательства Российской Федерации. Этот перечень, как известно, утвердило Минобрнауки РФ.

Самое же удивительное, что по критериям оценки социальных предпринимательских проектов, с которыми жюри ознакомили прямо накануне конкурса RAISE, победителем этапа в зеленой лиге оказался именно сомнительный проект «Мир». А всего соревновались в этой лиге семь команд.

Победитель каждой лиги вышел в с суперфинал, чтобы соревноваться там за главный приз – поездку в Милан на международный студенческий форум социального предпринимательства.

Я не знаю, что именно ребята из РАНХиГС узнают на форуме в Милане, но год назад в столице Чехии Праге я видела настоящий проект молодежного социального предпринимательства – учебное летнее кафе «Taussig» у подножия Страговского монастыря на Петржинском холме, на Влашской улице, в уютном саду при интернате для людей с недоразвитой психикой. Пациенты интерната там работают официантами. Это мягкий способ социализации таких людей, дающий им не только жизненный опыт в среде здоровых людей, но и даже небольшой заработок.  Посетители кафе понимают, куда идут, и заранее настроены на доброжелательное общение с больными людьми и на посильную помощь им.  

Такое кафе в Праге не одно. Думаю, что и в Москве, и в российской провинции этот опыт чешских коллег при здравом подходе вполне мог бы быть востребован.  

Это только одна из идей социального предпринимательства. А вообще за ними далеко ходить не надо, если трезво взглянуть на жизнь во всей ее полноте. Чего и желаю молодым людям в будущем году.

Поверьте, я знаю о чем говорю. Ведь именно социальному предпринимательству посвятила себя "Открытая Дубна" с самого начала своей деятельности в декабре 2012 года.

 

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить