. Дубна: 13 oC
Дата 26.09.2020

03 Sheik

25 января родился поэт и актер Владимир Высоцкий. Его приезды в Дубну организовывала Нина Яковлевна Шешкина. В 1970-1980 гг. она работала ответственным секретарем городской организации Общества «Знание».

ОД: Нина Яковлевна, расскажите, пожалуйста, каким вам запомнился Владимир Высоцкий и как проходили встречи в Дубне.

Высоцкий мне запомнился молодым, с открытым взглядом, очень простым, доброжелательным, жизнерадостным, талантливым и отзывчивым человеком.

Интерес к его творчеству был огромным. Информация о его приезде в город распространялась очень быстро. Билеты Общества «Знание» расходились примерно в течение двух часов. Мой телефон «раскалялся» от многочисленных поклонников его творчества, желающих получить билет на встречу с актером.

В моей практике был момент, когда администрация ОИЯИ не имела возможности предоставить транспорт для Высоцкого. Но он не огорчился, сказав, чтобы я не волновалась, и приехал из Москвы вместе с Валерием Янкловичем на электричке с гитарой в руках. На перроне вокзала я их встретила и проводила в гостиницу «Дубна», где они отдохнули перед выходом на сцену. По дороге Высоцкий шутил, говорил о некоторых моментах репетиций в театре, был в приподнятом настроении. «А что касается транспорта, не беспокойтесь, у меня много друзей в Дубне, и машина – не проблема» – утешил он меня.

В 1970-е годы Высоцкий выступал по путевкам Всесоюзного общества «Знание».

Вот тематика публичных лекций Высоцкого, которую я давала в газету «За коммунизм» и рекламные стенды: «Музыка и слово в решении художественного образа театра и кино»; «Роль песни в воспитании духовной культуры современников».

Фактически, это были сольные концерты, которые Высоцкий дополнял рассказами о своем творчестве, спектаклях Театра на Таганке, поражая воображение зрителей образами театрализованных представлений.

В отличие от других актеров, он никогда не спрашивал, какой у него будет гонорар, хотя и испытывал определенные финансовые затруднения.

В те годы билеты на публичные лекции Общества «Знание» по вопросам литературы и искусства стоили 30 коп., по общественно-политической тематике – 20 коп. Лекторы, как правило, в один день выступали в двух ДК. Это касалось гонорара.

Высоцкий очень ответственно относился к программе своих выступлений и с тревогой воспринимал, если что-то было не так.

Расскажу об одном из эпизодов. Особо восторженно и эмоционально проходили встречи во Дворце культуры «Октябрь», его выступление планировалось первым, начало – в 18:00. Зал, рассчитанный примерно на 1000 мест, был переполнен зрителями, так как директор М.Р. Чудомеева, не поставив меня в известность, продала на встречу с Высоцким еще дополнительные билеты. Зрители стояли вдоль стен, многие сидели на ступеньках, сбегающих к сцене, балконы были переполнены. В вестибюле тоже стояли люди и обслуживающий персонал ДК, свободными были только ярко светившие люстры. За создавшуюся ситуацию я очень переживала, боялась, что рухнут балконы и произойдет непредвиденное. К тому же, случилось так, что именно на эту встречу в ДК Высоцкий опаздывал почти на 30 минут.

Несмотря на задержку по времени, никто не уходил из зала, все ожидали появления актера на сцене. Когда машина подъехала к ДК, я увидела, как он был сосредоточен и озабочен тем, что опоздал. Пройдя через служебный вход, минуя гримерную, Высоцкий, быстро выйдя на сцену с гитарой через плечо, извинился перед зрителями за опоздание, объяснив, что поздно закончилась репетиция в театре, и начал свое выступление. В зале наступила абсолютная тишина, его мощный голос заполнил все пространство аудитории.

Гордый, сдержанный, немногословный, подтянутый и элегантный, он выступал с такой уверенностью, какая и не снилась исполнителям того времени. Высоцкий пел песни, спортивные и альпинистские, иронично-юмористические, о любви, военно-патриотические, песни в традициях народных сказок. После каждой исполненной песни зал «взрывался» аплодисментами. Рассказывал также о своих ролях в кинофильмах, некоторых спектаклях на Таганке, читал стихи Андрея Вознесенского...

ОД: Какие песни, отрывки из спектаклей на Таганке вызывали наибольший интерес зрителей?

Владимир Высоцкий с особым настроением и любовью выступал в научной аудитории ДК Объединенного института. Он чувствовал себя родным в этой аудитории, многих физиков знал в лицо, находил здесь всегда душевное вдохновение и поддержку. Да что говорить. Он любил наш город. Он также с большим уважением относился к сотрудникам МКБ «Радуга», ДМЗ, инженерно-техническому персоналу, творческой интеллигенции. Программа выступлений Высоцкого в ДК «Октябрь» практически мало отличалась от выступлений в Институтской части города.

Что касается песен, то они все вызывали бурю эмоций. Особенно «Товарищи ученые», «Охота на волков», «Я не люблю», «Парус», «Чужая колея», «Большой Каретный», «Скалолазка», «Диалог у телевизора», «Утренняя гимнастика», «Кони привередливые», «Почему аборигены съели Кука», «Песня про мангуста », «Она была в Париже», «Натянутый канат», про «Джеймса Бонда – агента 007».

Особые чувства вызывали у зрителей военно-патриотические – «Он не вернулся из боя», «Штрафные батальоны», «Сыновья уходят в бой», «Разведка боем» и др. Все, что он пел, воспринималось на «Ура!».

Чередуя серьезные и шуточные песни собственного сочинения, Высоцкий постоянно держал зрителя в состоянии напряжения и сопереживания происходящему на сцене.

С большим интересом в выступлении отмечал талант выдающихся ученых Дубны и в области искусства – музыкантов, поэтов, художников, что вызывало восторг зрителей.

«Я подбираю музыку, которая написана сердцем», – говорил он мне при общении. Его сольные программы, уникальное обаяние, непохожесть, неповторимость, невероятная собранность и уверенность в себе, бушующий и страстный голос заставляли зрителей о многом задуматься. Он, как пульс, улавливал суть современности, то, что еще многие не осознавали.

Высоцкий интересно рассказывал и о спектаклях Театра на Таганке «Товарищ, верь!» (по произведениям А. Пушкина), « А зори здесь тихие» (по повести Б.Васильева), «Пристегните ремни», для которого написал песню «Однажды мы Землю крутили назад» и исполнял ее. Читал монолог Хлопуши из спектакля «Пугачев» по поэме С.Есенина, говорил и о своих ролях в кинофильмах (их более 30-ти), читал стихи и снова пел песни.

Сказав немного о Маяковском, пояснил, что не берется играть знаменитых поэтов, так как это представляет большую сложность.

В своих выступлениях иронически отзывался и о запрете «идеологически неправильных» текстов песен. Как он мне говорил, запрещений было более чем достаточно. Так, в фильм «Земля Санникова» не пропустили «Кони привередливые», из фильма «Стрелы Робин Гуда» убраны написанные им для картины пять баллад, в том числе «Баллада о любви» и «Баллада о времени». Песня «Купала» не вошла в фильм, где он сыграл главную роль: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».

Известно, что власть в те годы запрещала выступления Высоцкого, считая его антисоветчиком, его песни запрещали давать в эфир, по ТВ транслировались грубые пародии Геннадия Хазанова, высмеивавшие творчество Высоцкого.

От многих народных артистов СССР и РСФСР, на мой взгляд, его отличали: высокое ораторское искусство, манера общения с аудиторией, творческое горение на сцене, актерское мастерство, поэтический дар, бушующий и страстный голос.

Вряд ли кто мог сравниваться с ним по силе воздействия на аудиторию! По сути своей он был невероятно музыкален.

Оригинальность, непохожесть, неповторимость, внутренняя убежденность, доброта, человечность, доброжелательность, сила характера, талант, уникальное мышление – эти качества отличали его от многих деятелей культуры и искусства.

Слушая его сольные программы, можно было подумать, что он никогда не испытывал трудностей на творческом и жизненном пути, не шел по натянутому канату.

Каждый раз пройти с В.Высоцким на сцену было не так просто. Как правило, когда машина с актером подъезжала к ДК, или, наоборот, когда он выезжал в Москву, актера окружала многочисленная толпа поклонников его творчества, которые не смогли пройти в зал. Многим хотелось с ним повидаться, пообщаться, задать интересующие вопросы, высказать добрые пожелания в его адрес, и Высоцкий это ценил и относился к происходящему доброжелательно.

С момента организации и проведения мною творческих встреч с B.C. Высоцким прошли десятилетия, но он и сейчас, как много лет назад, стоит перед моими глазами, как живой, с улыбкой на лице, с гитарой через плечо, с открытым взглядом настоящего артиста.

Кумиры XX века 

По итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютному большинству (98 %) россиян знакомо имя «Владимир Высоцкий», а около 70 % ответили, что его песни нравятся, и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить