. Дубна: 4 oC
Дата 28.03.2024
rss telegram vk ok

09 006

5 июля в выставочном зале ДК «Мир» открылась выставка репродукций литовского композитора и художника Микалоюса Чюрлениса и авторских картин художника Игоря Анисифорова из города Долгопрудного.

На выставке представлены репродукции из цикла Чюрлениса  «Сотворение мира», ставшего одним из главных произведений художника над которым он собирался работать всю жизнь, написать 100, а не 13 работ. Произведения других мастеров, посвященные этой теме, отражали библейские сюжеты. «Сотворение мира» Чюрлениса другое:  фантастическое, открывшее новое направление в живописи, названное космизмом.

В живописи Чюрлениса столько ангелов, небесных жителей неземных существ, что некоторые критики называли его язычником, одухотворяющим природу. Мистическое видение Чюрлениса было близко эпохе символизма, в которой он создавал свои произведения. В них много смутного, недоговоренного: «Вечность», «Молнии», «Весть», «Тишина», «Владыка мира». Тонкая цветовая гамма в живописи Чюрлениса переносит зрителя в мир сказки «Сказка о королях», народных представлений и суеверий «Легенда о черном солнце», «Всадник над городом». Символический характер приобрела у художника и его монограмма из букв М-К-Ч (Микалоюс Константинос Чюрленис), он включил ее в композиции целого ряда своих работ.

 «Иногда художник испытывал настоящую нужду, и когда не хватало денег на краски, он временами должен был собирать их остатки на полу. Именно поэтому картины художника стали практически «не выездными», – сказал куратор выставки Олег Орловский, – «они очень хрупкие, для того чтобы не осыпались краски с подлинных полотен в Каунасском музее, картины Чюрлениса хранятся в затемненном зале. Репродукции, представленные на выставке, являются собственностью мемориального культурного центра дома Чюрлениса в Вильнюсе. Их провоз через таможню не представляет материальных, технических и организационных трудностей. Подобные выставки с успехом прошли в Великом Новгороде, Луге, Ленинградской области».

 По воспоминаниям современников, Чюрлениса очень раздражали обращенные к нему просьбы «объяснить» содержание той или иной его картины на выставке. Он негодовал: «Почему они не смотрят? Почему не напрягают свою душу? Ведь каждый по-иному подходит, и иначе воспринимает произведения искусства».

 Во время путешествия по Европе, Чюрленис восхищался работами Рембрандта, Ван Дейка, Боклина. В России он был близок  с символистами Добужинским, Бенуа, Сомовым, Бакстом, Маковским, Лансере.

Нельзя не сказать о музыкальности живописи Чюрлениса.  Этим во многом объясняется его мистическое, туманное творчество, это картины художника, мыслящего звуками. Некоторые произведения, триптихи имеют музыкальную форму, например «Соната Весны. Allegro. Andante. Scherzo» или «Соната пирамид. Allegro», «Соната звезд. Allegro. Andante», «Соната моря. Allegro. Andante. Final». Музыкальные законы отражаются не только в композиции произведений, но и в тонкой колористической нюансировке, экспрессивном или, наоборот, умиротворенном ритме жизни художественных образов. На выставке в ДК «Мир» в записи звучала музыка Чюрлениса.  Недаром по образованию Чюрленис был еще и композитором. Он родился в семье органиста. Свое художественное образование получил в Варшаве, музыкальное – в Варшаве и Лейпциге.

Как композитор, Чюрленис считается родоначальником литовской музыки. Автор первых литовских симфонических поэм «В лесу» и «Море», увертюры, кантаты для хора и симфонического оркестра, струнного квартета, произведений для хора «а капелла» на тексты псалмов. Он записал и обработал более 60 литовских народных песен. За 10 лет музыкального творчества  Чюрленис сочинил свыше 200 произведений для фортепиано: прелюдии, вариации, «пейзажи», произведения для струнного квартета и органа.  Его любимыми композиторами были Г.Ф. Гендель, П. Чайковский, Р. Вагнер, Ф. Лист. Произведения М.К. Чюрлениса исполнялись в Петербурге на концерте, организованном выставкой «Салон», вместе с музыкой Н. Метнера, И. Стравинского, С. Рахманинова, А. Скрябина. Скрябин, как и его предшественник Н. Римский-Корсаков, видел музыку в цвете и свете. Чюрленис не только видел музыку в цвете и живописные образы в музыке, но, подобно Скрябину, верил во внутреннее таинственное преображение человечества через искусство.

Он говорил: «Свет надо иметь в себе, с собою, чтобы осветить темноту тем, кто стоит на пути, чтобы они увидели свет, нашли его в себе и пошли собственным путем, не стоя во тьме…»

Чюрленис не отделял своего музыкального творчества от живописи. Он стремился к синтезу искусств, он был живописцем в музыке и музыкантом в живописи.

По масштабу разносторонних талантов, некоторые современники сравнивали личность Микалоюса Чюрлениса с  титанами эпохи Возрождения. Художник, композитор, философ, поэт, Чюрленис изучал также естественные науки: астрономию, философию, нумизматику, минералогию. Он обладал некоторыми гипнотическими способностями.

Литературное наследие включает стихотворную поэму "Осень", несколько эссе. Любимыми авторами Чюрлениса были: А. Мицкевич, Б. Прус, Ф. Достоевский, Ф. Ницше, Л. Толстой.

В левой половине зала ДК «Мир» расположились работы художника Игоря Анисифорова – члена профессионального творческого союза художников и графиков Международной Федерации художников ЮНЕСКО. Большая часть работ Игоря Анисифорова также имеет символическую направленность «Полет стрекозы», «Композиция», «Мерность». Он относит себя к художникам-космистам. Ему близки идеи М. Чюрлениса и Н. Рериха. Имея техническое образование (Авиационный техникум и Высший Заочный институт машиностроения) И. Анисифоров серьезно увлекся живописью в 70-е годы, стремясь отобразить   модные в то время рассказы о встречах с НЛО. В своих работах, которые он создает без предварительных эскизов, художник пытается соединить иррациональный мир с нашей действительностью. Работает тушью, гуашью, акварелью, маслом темперой. Выставки своих картин сопровождает медитативной музыкой собственного сочинения. Игорь участник выставок в галереях США, Швейцарии, Австрии, Индии. А также в музее Рериха, Звездном городке, Российской Академии Художеств,  Выставочных залах в Верховном Совете, Президентском Дворце на Старой площади, Доме актера, в Малом Манеже.

На его картине «Сон» изображена девочка, напоминающая Алису в стране чудес. Стихи, написанные к картине «Сон», могли бы стать эпиграфом к творчеству многих художников:

«За завесою вуали

Смотрю таинственные сны.

Вхожу в загадочные дали,

Открыв волшебные миры».

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить