. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

chtenie knig

Рано хоронить библиотеки, рано хоронить чтение книг. К такому обнадеживающему выводу приводит разговор с пятиклассником Мишей Балабановым и библиотекарем Верой Олениной.  

Пятиклассник Миша Балабанов дочитывает список, выданный учительницей перед летними каникулами. Заглядываю в список: он невелик, но, слава богу, все рекомендованные книги – классика. Спрашиваю Мишу, какие произведения он уже прочитал. Перечисляет: «Му-му», «Легенды и мифы Древней Греции», «Руслан и Людмила». Больше всего ему понравился миф о двенадцати подвигах Геракла. Миша подробно рассказывает о сражении Геракла с гидрой, о его, как он выразился, бедах. Называет, не запинаясь, имена сонма богов, с которыми судьба столкнула Геракла… Говорит, что рассказ «Руслан и Людмила» ему тоже очень понравился. На мой вопрос, разве он не заметил, что написано произведение стихами, задумывается…

Следующие по списку – «Одиссея» Гомера, «Снежная королева» Андерсена. С «Одиссей» Мише не повезло – в наличии не оказалась, на руках. Зато «Снежная королева» досталась с яркими иллюстрациями. Но Миша, листая сказку, со вздохом заметил, что больше любит, когда текста много, а не рисунков. Еще он взял книгу Леонида Андреева «Кусака». Деловито расписался в абонементе возле каждой записи.

Библиотекарь Вера Оленина с улыбкой поясняет: «У нас дети сами расписываются. Они же люди грамотные». Особенно много «грамотных» летом. «Не поверите, очередь выстраивается!» Всем в школах выдают списки книг для чтения на каникулах. От некоторых требуют вести читательский дневник. Стандарта нет, списки разные и зависят от культуры и вкуса учителя. Некоторые просто сканируют тот перечень, что дается в конце учебника литературы, другие составляют сами. Главное, говорит Вера Николаевна, что все произведения достойные. А вот некоторые московские списки (многие школьники-москвичи лето проводят у бабушек в Дубне) её удивили – столько там второсортного.

Вера Оленина отмечает, что читающих детей много. Приходят и родители, чтобы взять для ребенка книги, и не только по списку. Наш разговор прерывает как раз такая мама. Она говорит, что хотела бы получить «Принца и нищего» Марка Твена, но неадаптированного. Мама уверена, что десятилетний сын осилит весь текст, а не только его сокращенный вариант. Оказывается, не одни сказки Андерсена и «Одиссея» Гомера адаптированы для детского возраста, но и многие другие произведения классиков. Существует даже такое издательство «Белый город», которое адаптирует взрослые книги для детей. Книгочеям с таким раскладом трудно согласиться, но в реальности приходится с этим мириться, говорит Вера Николаевна. Пусть хотя бы познакомятся с произведением и автором, а когда подрастут, то вновь к нему вернутся.  Как-то один мальчик спросил Веру Николаевну: а что «Анна Каренина» – это продолжение «Войны и мира»? А другой совершенно серьезно попросил «Горе с бодуна». То ли кто-то над ним подшутил, то ли сам так из списка запомнил.

В копилке библиотекарей много подобных казусов: иногда просят, забыв список дома, книгу братьев Маугли и рассказы Прифшина, стихотворение Лермонтова «Герой нашего времени» и рассказ «Мцыря», «Собаку Муму» Чехова. Всё это выдает, что дети растут в мире, где мало слышат о литературе, как говорится, не впитывают родное слово с молоком матери. Уроки литературы и библиотека – единственные оставшиеся источники подобных знаний.

Показательно, что именно в Год литературы библиотекари с опаской говорят о сгущающихся тучах так называемой оптимизации. Чиновники, заботящиеся об эффективности, всерьез задумываются о сокращении библиотек (и библиотекарей), о слиянии нескольких в одну. Требуют от библиотек прибыли (!). Уже сейчас многие библиотеки превратились в своего рода клубы по интересам, где поют, танцуют и ведут диспуты и беседы на разные темы. В тихое царство чтения и размышления настойчиво предлагают подпустить креативности. Редким библиотекам удается совместить несовместимое.

Мельчает и фонд библиотек, нет того богатства поступлений, которое наблюдалось в доперестроечные годы. Еще печальнее, что в нынешних скудных поступлениях все больше «марининых» и «донцовых» взамен высокой литературы.

Вот ведь парадокс: когда чиновники полагают, что библиотеки и чтение книг отжило свое, все больше народу приходит именно в библиотеку и именно за печатной книгой. Это подтверждают библиотекари. На то есть одна важная причина – книги в магазине стали недоступно дорогими. И хотел бы купить, да денег нет. Другое дело, что не все из требуемого можно отыскать на библиотечной полке. И в этом вина исключительно государства. Если оно позаботится о наполнении библиотек достойными книгами, позаботится о модной нынче компьютеризации библиотек – не для галочки, а со всей серьезностью. Чтобы читатель имел возможность получить доступ к ЛЮБОМУ ПЕРВОИСТОЧНИКУ. Это очень важно в век адаптирования, цитат и выжимок, тиражируемых интернетом.

…Вера Оленина верит, что «электронное чтение» не сможет вытеснить чтение печатной книги. Оба чтения будут жить. Главное, чтобы читали настоящую литературу. Её радует, что старшеклассники спрашивают Достоевского – и не по списку, а по собственной инициативе. Значит, на верном пути.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить