. Дубна: 9 oC
Дата 24.10.2020

default 3kq

Когда впервые увидела репродукцию с иконы Спас Нерукотворный Симона Ушакова, подумала, что наш современник, так смело обращается с сакральной темой.

Потом усомнилась, нет, наше время вряд ли походит для гениев иконописи. А в душу мастер запал. Кто его знает, почему "цепляет" именно этот художник, этот композитор, этот поэт? Но отличаешь его из всех остальных, сердцем угадываешь...

При первом взгляде на репродукцию, помню, потрясло выражение лика Спаса – ожившее страдание. Невольно содрогаешься, вспоминания о тех муках, что перенес распинаемый Христос – Бог и человек. И в то же время от лика исходит золотое свечение неизбывной радости. И свет этот поселяет в сердце надежду и на твое воскресение. Христос же воскрес!

К стыду своему не знала я о мастере 17 века Симоне Ушакове, который сам себя называл "царским изографом". При царе Алексее Михайловиче писал иконы для храмов и монастырей Кремля, состоял на службе при Оружейной палате. На выставке его челобитная о жаловании за написанную икону – выставка работает в Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Там же я увидела подлинник Спаса Нерукотворного. Икон Спаса несколько, написаны в разные годы для разных храмов. Долго угадывала, который из них "мой". Пришла к выводу – из Успенского монастыря Александровской слободы.

Все иконы Симона Ушакова, на мой взгляд, очень личные, хотя и написаны по строгим церковным канонам. Но вдруг выхватывает взгляд ладошку Христа, обнявшего Богородицу, и тепло этой ладошки, кажется, ощущаешь и на своей грешной шее. А в скорбном взгляде Божией Матери улавливаешь нежность и любовь такой силы, что с надеждой помышляешь, что и тебя, недостойного, она любит и спасет. Невольно на выставке рука тянется перекреститься, а то и на колени пасть, чтобы вымолить себе, ничтожному, то, что особенно важно. Понятно, почему Симона Ушакова ценил и привечал сам царь. Золотой свечение, что исходит от божественных ликов, укрепляет веру, пробуждает надежду, рождает ответную любовь.

У Симона Ушакова было немало учеников, они не только помогали ему расписывать храмы и украшать иконы, но и сами творили, во многом подражая, конечно, учителю, но и внося что-то свое. На выставке есть иконы Владимира Милютина, Михаила Козлова, Георгия Зиновьева. Например, есть икона с изображением скелета – чтобы помнили мы о смерти. Оригинальность не только в теме, но и в исполнении: не страх поселяется в сердце, а радость. Если Христос воскрес, то и мы воскреснем в жизнь вечную.

Монографическая выставка произведений иконописца Симона Ушакова (1626-1686) работает в Инженерном корпусе Третьяковской галереи до 10 января 2016 года.

На выставке представлены работы Симона Ушакова и его учеников из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Государственного исторического музея и частных коллекций.

Билет стоит 700 рублей, для обладателей социальной карты – 150 рублей.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить