. Дубна: 1 oC
Дата 23.01.2021
rss vk ok fb twitter

22 17 01 1

Со­вре­мен­ные эко­но­ми­че­с­кие про­бле­мы — лишь ча­ст­ное вы­ра­же­ние си­с­тем­но­го кри­зи­са че­ло­ве­че­ст­ва, ко­то­рое ме­ня­ет весь свой об­лик.

С на­ча­лом гло­ба­ли­за­ции раз­ви­тие тех­но­ло­гий сде­ла­ло на­и­бо­лее при­быль­ным из об­ще­до­с­туп­ных ви­дов биз­не­са фор­ми­ро­ва­ние со­зна­ния.

На­и­бо­лее при­быль­ный из об­ще­до­с­туп­ных — зна­чит, на­и­бо­лее мас­со­вый: глав­ным де­лом че­ло­ве­ка ста­но­вит­ся уже не из­ме­не­ние ок­ру­жа­ю­ще­го ми­ра, а фор­ми­ро­ва­ние соб­ст­вен­но­го со­зна­ния. Ме­ня­ет­ся сам об­раз дей­ст­вия че­ло­ве­че­ст­ва. За всю его ис­то­рию по­доб­но­го пе­ре­хо­да еще не бы­ло.

Со­зна­ние че­ло­ве­ка пре­вра­ща­ет­ся в объ­ект на­и­бо­лее ин­тен­сив­но­го и ха­о­тич­но­го воз­дей­ст­вия. Воз­ни­ка­ет ог­ром­ное чис­ло об­рат­ных свя­зей, из-за ко­то­рых мир ста­но­вит­ся ме­нее по­зна­ва­е­мым.

Сни­же­ние по­зна­ва­е­мо­с­ти ми­ра по­вы­ша­ет спрос на ми­с­ти­ку, сни­жа­ет по­треб­ность в на­уке — а зна­чит, и в об­ра­зо­ва­нии, ко­то­рое вы­рож­да­ет­ся в ин­ст­ру­мент со­ци­аль­но­го кон­тро­ля. На­чи­на­ет­ся ар­ха­и­за­ция че­ло­ве­че­ст­ва, его де­гу­ма­ни­за­ция, ска­ты­ва­ние в но­вое Сред­не­ве­ко­вье.

С су­гу­бо эко­но­ми­че­с­кой точ­ки зре­ния это мож­но объ­яс­нить при­спо­соб­ле­ни­ем со­ци­аль­ных от­но­ше­ний на всех уров­нях к но­вым, по­стин­ду­с­т­ри­аль­ным тех­но­ло­ги­ям. На пер­вом эта­пе они ин­фор­ма­ци­он­ные, за­тем, ве­ро­ят­но, при­дет оче­редь би­о­ло­ги­че­с­ких. Но, го­во­ря об эко­но­ми­че­с­ких во­про­сах, сле­ду­ет по­мнить, что ком­плекс из­ме­не­ний зна­чи­тель­но ши­ре и глуб­же то­го кру­га яв­ле­ний, ко­то­рый изу­ча­ет эко­но­ми­ка.

Глу­би­на ми­ро­во­го фи­нан­со­во­го кри­зи­са не­до­оце­ни­ва­ет­ся из-за иг­но­ри­ро­ва­ния его фун­да­мен­таль­ной при­чи­ны — ис­чер­пан­но­с­ти мо­де­ли гло­баль­но­го раз­ви­тия, со­здан­ной в ре­зуль­та­те унич­то­же­ния Со­вет­ско­го Со­ю­за.

По­сле по­бе­ды над на­ми в "хо­лод­ной вой­не" За­пад эго­ис­тич­но пе­ре­кро­ил мир в ин­те­ре­сах сво­их гло­баль­ных кор­по­ра­ций, ли­шив (для не­до­пу­ще­ния кон­ку­рен­ции с эти­ми кор­по­ра­ци­я­ми) ос­во­ен­ные тер­ри­то­рии воз­мож­но­с­ти нор­маль­но­го раз­ви­тия.

Но это ог­ра­ни­чи­ло сбыт са­мих раз­ви­тых стран, со­здав кри­зис пе­ре­про­из­вод­ст­ва, — прав­да, в пер­вую оче­редь не тра­ди­ци­он­ной про­дук­ции, а пре­иму­ще­ст­вен­но про­дук­ции ин­фор­ма­ци­он­ных и уп­рав­лен­че­с­ких тех­но­ло­гий, на­прав­лен­ных на из­ме­не­ние че­ло­ве­ка и уп­рав­ле­ние им: high-hume'а, а не high-tech'а.

США вы­та­щи­ли се­бя (и ми­ро­вую эко­но­ми­ку, стерж­нем ко­то­рой они яв­ля­ют­ся) из ре­цес­сии дву­мя стра­те­ги­я­ми.

"На­кач­ка" рын­ка без­воз­врат­ных ипо­теч­ных кре­ди­тов пе­ре­ста­ла ра­бо­тать в сен­тя­б­ре 2008 го­да.

Вто­рая стра­те­гия под­держ­ки эко­но­ми­ки США — "экс­порт не­ста­биль­но­с­ти", под­ры­ва­ю­щей кон­ку­рен­тов и вы­нуж­да­ю­щей их ка­пи­та­лы и ин­тел­лект бе­жать в "ти­хие га­ва­ни" За­па­да.

Рост не­ста­биль­но­с­ти оп­рав­ды­ва­ет рост во­ен­ных рас­хо­дов в са­мих США, сти­му­ли­ру­ю­щих эко­но­ми­ку и тех­но­ло­гии (это "во­ен­ное кейн­си­ан­ст­во", эф­фек­тив­но при­ме­няв­ше­е­ся Рей­га­ном). Ре­а­ли­зо­ван­ная в 1999 го­ду в Юго­сла­вии про­тив ев­ро­зо­ны, эта стра­те­гия ис­чер­па­ла се­бя уже в Ира­ке.

"Араб­ская вес­на" и тер­ро­ри­с­ти­че­с­кая вой­на про­тив Си­рии сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­рож­де­нии стра­те­гии "экс­пор­та не­ста­биль­но­с­ти" в опас­ный и для са­мих США "экс­порт ха­о­са": они не пы­та­ют­ся кон­тро­ли­ро­вать де­с­та­би­ли­зи­ру­е­мые ими тер­ри­то­рии, став ка­та­ли­за­то­ром гло­баль­но­го во­ен­но-по­ли­ти­че­с­ко­го кри­зи­са.

Ин­те­г­ра­ция че­ло­ве­че­ст­ва вновь, как в на­ча­ле ХХ ве­ка, пре­вы­си­ла воз­мож­но­с­ти его уп­рав­ля­ю­щих си­с­тем, и те­перь че­ло­ве­че­ст­во вы­нуж­де­но умень­шить ее глу­би­ну, от­сту­пив на­зад и ча­с­тич­но вос­ста­но­вив уп­рав­ля­е­мость за счет при­ми­ти­ви­за­ции про­цес­сов раз­ви­тия.

Од­на­ко фун­да­мен­таль­ная про­бле­ма со­вре­мен­но­го раз­ви­тия за­клю­ча­ет­ся не в эго­из­ме США, не в не­хват­ке лик­вид­но­с­ти, не в кри­зи­се дол­гов, но в от­сут­ст­вии ис­точ­ни­ка эко­но­ми­че­с­ко­го рос­та США, а с ни­ми — и всей ми­ро­вой эко­но­ми­ки.

Си­ту­а­цию усу­губ­ля­ет рас­про­ст­ра­не­ние и со­вер­шен­ст­во­ва­ние ком­пью­те­ров, яв­ля­ю­щих­ся оли­це­тво­ре­ни­ем фор­маль­ной ло­ги­ки. Оно урав­ни­ва­ет нас по до­сту­пу к ней — и кон­ку­рен­ция меж­ду людь­ми и кол­лек­ти­ва­ми по­сте­пен­но на­чи­на­ет ве­с­тись на ос­но­ве не ло­ги­че­с­ко­го, но ми­с­ти­че­с­ко­го  мы­ш­ле­ния.

Ис­чер­пан­ность ли­бе­раль­ной и, в це­лом, ры­ноч­ной па­ра­диг­мы ста­ла оче­вид­ной, на­чи­ная с ва­лют­но­го кри­зи­са не­раз­ви­тых стран 1997-1999 го­дов. (Со­вре­мен­ная ры­ноч­ная па­ра­диг­ма под­ра­зу­ме­ва­ет, что че­ло­век жи­вет ра­ди на­жи­вы, а ли­бе­раль­ная — что го­су­дар­ст­во долж­но об­слу­жи­вать гло­баль­ный биз­нес, а не свой на­род.)

Од­но из про­яв­ле­ний этой ис­чер­пан­но­с­ти — лик­ви­да­ция сред­не­го клас­са. Ес­ли дол­гов слиш­ком мно­го, и уве­ли­чи­вать де­неж­ную мас­су боль­ше нель­зя, гло­баль­ные мо­но­по­лии на­чи­на­ют со­кра­щать из­держ­ки. Это оз­на­ча­ет со­кра­ще­ние по­треб­ле­ния на­се­ле­ния, ко­то­рое по­треб­ля­ет ры­ноч­ных благ боль­ше, чем про­из­во­дит – то есть сокращение среднего класса.

Де­мо­кра­тия су­ще­ст­ву­ет от име­ни и во имя сред­не­го клас­са. По­сле его ги­бе­ли она вы­ро­дит­ся в но­вую дик­та­ту­ру на ос­но­ве фор­ми­ро­ва­ния со­зна­ния.

Это за­вер­шит про­цесс рас­че­ло­ве­чи­ва­ния, от­ка­за от ци­ви­ли­за­ции. Пер­вый шаг к это­му уже сде­лан: де­кар­тов­ское "Я мыс­лю — зна­чит, я су­ще­ст­вую" за­ме­не­но да­же не бо­лее ком­форт­ной для ин­ди­ви­ду­у­ма фор­му­лой "я по­треб­ляю", а пря­мо слу­жа­щей биз­не­су и толь­ко ему "я по­ку­паю — зна­чит, я су­ще­ст­вую".

Та­ким об­ра­зом, тра­ди­ци­он­ные де­мо­кра­тия и ры­нок за­кон­чи­лись, про­сто мы это­го еще не при­зна­ем.
Нас ждет бо­лез­нен­ная и глу­бо­кая ар­ха­и­за­ция, со­про­вож­да­е­мая зна­чи­тель­ны­ми жерт­ва­ми, — сво­е­го ро­да па­де­ние в но­вые Тем­ные ве­ка.

Мы не зна­ем, удаст­ся ли че­ло­ве­че­ст­ву из­бе­жать ка­та­ст­ро­фи­че­с­ко­го дви­же­ния по это­му пу­ти, но долж­ны при­ла­гать все си­лы для ре­ше­ния этой за­да­чи.

Она дву­еди­на: со­хра­нить тех­но­ло­гии и про­дол­жить тех­но­ло­ги­че­с­кий про­гресс, не­смо­т­ря на су­же­ние рын­ков (и, со­от­вет­ст­вен­но, сни­же­ние сте­пе­ни раз­де­ле­ния тру­да), и со­хра­нить гу­ма­низм, ос­та­но­вив об­щую де­гу­ма­ни­за­цию.

Пред­став­ля­ет­ся, что Рос­сия, да­же в нынеш­нем со­сто­я­нии, яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ной ча­с­тью че­ло­ве­че­ст­ва, в прин­ци­пе спо­соб­ной ре­шить эту за­да­чу (и всем здо­ро­вым си­лам че­ло­ве­че­ст­ва сто­ит по­мочь ей в этом, по­то­му что "быть спо­соб­ным" — еще от­нюдь не зна­чит свою спо­соб­ность ре­а­ли­зо­вать).

С од­ной сто­ро­ны, в рам­ках со­вет­ско­го ВПК был со­здан ко­лос­саль­ный, во мно­гом со­хра­нен­ный и да­же раз­ви­тый за­дел сверх­про­из­во­ди­тель­ных "за­кры­ва­ю­щих" тех­но­ло­гий, от­ли­ча­ю­щих­ся от тра­ди­ци­он­ных де­ше­виз­ной, про­сто­той и эф­фек­тив­но­с­тью. Бло­ки­ру­е­мые мо­но­по­ли­я­ми, по­сле их кра­ха в ус­ло­ви­ях гло­баль­ной де­прес­сии они спо­соб­ны со­хра­нять вы­со­кую рен­та­бель­ность да­же на уз­ких рын­ках.

С дру­гой сто­ро­ны, на­ша куль­ту­ра прин­ци­пи­аль­но гу­ма­ни­с­тич­на — в си­лу ис­клю­чи­тель­но­го зна­че­ния для нее стрем­ле­ния к спра­вед­ли­во­с­ти. Стрем­ле­ние к спра­вед­ли­во­с­ти спо­соб­ст­ву­ет по­сто­ян­но­му пред­по­чте­нию эф­фек­тив­но­с­ти с точ­ки зре­ния об­ще­ст­ва пе­ред эф­фек­тив­но­с­тью с точ­ки зре­ния от­дель­ной лич­но­с­ти или фир­мы, что яв­ля­ет­ся за­ло­гом как кол­лек­тив­но­го вы­жи­ва­ния, так и со­хра­не­ния гу­ма­низ­ма.

Рос­сий­ская куль­ту­ра но­сит прин­ци­пи­аль­но мес­си­ан­ский ха­рак­тер: ее но­си­те­ли не толь­ко не жи­вут без сверх­за­да­чи да­же в ус­ло­ви­ях вы­со­ко­го ком­фор­та (это об­щая осо­бен­ность че­ло­ве­ка как би­о­ло­ги­че­с­ко­го ви­да), но и спо­соб­ны са­мо­сто­я­тель­но про­ду­ци­ро­вать эту сверх­за­да­чу как в ком­фор­те, так и на гра­ни ги­бе­ли.

Это поз­во­ля­ет Рос­сии все­рьез пы­тать­ся ис­кать вы­ход из ло­вуш­ки, в ко­то­рой на­хо­дит­ся со­вре­мен­ное че­ло­ве­че­ст­во, на пу­ти сво­е­го ро­да "тех­но­ло­ги­че­с­ко­го со­ци­а­лиз­ма", со­че­та­ю­ще­го гу­ма­низм и раз­ви­тие тех­но­ло­гий в рам­ках со­еди­ня­ю­ще­го лю­дей "об­ще­го де­ла".

Подробнее

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить