. Дубна: 18 oC
Дата 27.09.2020

Я думала, только у меня вызывают беспокойство и недоумение разговоры о поголовном воспитании лидеров и успешных людей из россиян.

Оказывается, молодому писателю Сергею Шаргунову тоже тошно от слова «лидер»: «Потной стаей прут «лидеры». Куда ни глянь – все «лидеры» всего». 

Я бы не стала публично обсуждать эту неблагодарную тему, если бы во времени для меня не совпали два события.

Первое из них происходило с 13 по 15 июня в пятизвездочном подмосковном пансионате «Империал парк-отель». Там три дня на закрытом семинаре обучали губернаторов 83 регионов России новым методам управления. В элитный отель губернаторов собрало управление внутренней политики администрации президента, а обучал их бывший министр экономического развития и торговли, а ныне председатель правления Сбербанка Герман Греф. Господин Греф вместе с топ-менеджерами Сбербанка рассказывали руководителям субъектов федерации о своем Корпоративном университете и собственной бизнес-модели управления персоналом. Как пишет Газета.ру,

главам регионов показали матрицу с двумя шкалами – «эффективность» и «потенциал», согласно которой и предлагалось оценивать всех подчиненных. Тех, кто не обладает ни тем, ни другим, рекомендовалось увольнять с чистой совестью. 

Не могу судить о чистоте совести топ-менеджеров Сбербанка, но не складывается пока впечатления у меня как клиента Сбера, что матрица с двумя шкалами оставила в этом учреждении одних только эффективных лидеров и что их потенциал приносит наслаждение клиентам Сбербанка и государству. Почему-то скорее вспоминается избитое выражение девяностых «эффективный менеджер». Те же слова приходят на ум, когда думаешь об управлении Российскими железными дорогами и Почтой России.

Вторым событием для меня стал опубликованный в издании «Однако» текст Василия Муравицкого о молодых пассионариях, разваливших сначала царскую Россию, а после – Советский Союз. В нем автор размышляет о том, что в частных западных компаниях последние десятилетия существовала тенденция выдвигать на ключевые посты наиболее креативных сотрудников, которых стали называть топ-менеджерами. Однако качество под названием «креативность» не подразумевало ни талантливости, ни пассионарности. В корпоративном управлении оказались нужнее профессионализм и деловая хватка, и поэтому большинство банков, где у руля были креативные выскочки, потерпели наибольшие убытки во время последнего финансового кризиса.

Оба события заставили меня внимательнее присмотреться к нынешнему поколению российских молодых людей в возрасте от 20 до 27 лет – нашим будущим «лидерам». Недавно (в декабре 2012-го – феврале 2013 года) социологи из «Лаборатории Крыштановской» в 26 городах России изучили  представления о жизни четырех групп молодежи: студентов-гуманитариев, студентов-технарей, молодых специалистов и рабочих. Опрошенные молодые люди в каждой социальной группе относили себя к трем основным категориям профессий:

Студенты-гуманитарии Студенты-технари Молодые специалисты Рабочие
Студент Студент Педагог Механик
Магистрант Инженер Айтишник Продавец
Педагог Аспирант Менеджер Рабочий

 

Так что в реалиях современной России, по мнению молодежи, насчитывается всего четыре нерабочих категории профессии (педагог, айтишник, инженер и менеджер) и две рабочих (механик, продавец).

В число айтишников опрошенные студенты включили программистов, веб-дизайнеров, сисадминов, редакторов сайтов, IT-консультантов и сервисных работников, занимающихся починкой и наладкой компьютерного оборудования.

Но для всех этих занятий нужно обладать хоть какими-то элементарными знаниями о профессии. А значит, нужно ходить на лекции, читать книги, решать задачи, тренироваться писать программы или хотя бы марать руки о компьютерное железо. И только овладев всем богатством знаний, которое выработало человечество, можно стать настоящим профессионалом и уважаемым за это человеком. Но это долгий и трудный путь.

Кстати, занятие «блогер» тоже рассматривается молодыми людьми как самостоятельное, способное приносить доход. Но тут надо уметь хотя бы писать гладкие фразы без орфографических ошибок. А значит, чему-то научиться все же придется.

Как показывает российская история, стать молодым лидером можно сразу, даже не испачкав рук о железо и ум о знания. Нужно просто хорошенько натренировать язык, усвоив еще в школьные годы набор из нескольких нужных слов и фраз

типа словаря Эллочки-людоедки из «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова. В наше время эти слова и выражения, к примеру, такие: «общество», «молодое поколение», «продвижение», «привлечение», «установление отношений взаимодействия и сотрудничества», «наиболее достойные», «популярные», «инициативные»,  «демократичные», «лидеры», «проект». И вы уже, лидируя на фоне одноклассников, шуруете прямиком в местную молодежную общественную палату.

Примерно на первом курсе вуза нужно зазубрить «эффективные продажи», «вы меня мотивируйте», «я – лучший продавец», «уровень компетенций», «быть жестким», «наши преимущества», «комплексные топ-услуги», «формирование потребностей клиента», «моя команда», «ролевые игры», «наши ценности», «личная свобода», «консалтинг», «прокачка», «чтобы было комфортно» и, наконец, «лояльность вип-клиента».  

С этим словесным багажом становится доступной самая заманчивая для будущих лидеров группа профессий: маркетологи, пиарщики и рекламщики. Попадая в эту категорию, можно уже не учиться. Да и времени на это не остается.

Пиар-кампании, организация политических мероприятий, праздников, корпоративов, дизайн и оформление – не только возможный доход для студента. Это способ примелькаться и понравиться нужным людям.

(Хотя впоследствии кого-то из этих нужных придется «кинуть».) К тому же, это очень современно,  привлекательно и повышает самооценку. Короче – креативно. А дипломную работу можно взять из интернета, как бы ни называлась специальность обучения.

Кем станет в будущем педагог? Ответ: репетитором, кем же еще. Кем станет в будущем инженер? Правильно: начальником производства или в лучшем случае генеральным директором. А куда лежит путь маркетолога, пиарщика или рекламщика? Ну, конечно, поближе к политике, за ключом от квартиры, где самые большие – государственные деньги лежат.

Я не осуждаю молодых людей, устремившихся в лидеры. Я понимаю, что им трудно найти свою дорогу в жизни, не имея ярко выраженных талантов и высоких стремлений, зато имея четко сформулированные материальные потребности.

Я тем более понимаю их, что в современной России специальность, получаемая в вузе, не дает им профессии, создающей основу для благополучия на долгие годы. А нестабильность ужасно отравляет жизнь и загоняет человека в состояние фрустрации. 

Но я осознаю и то, что нынешним состоянием экономики мы обязаны тем молодым комсомольским «лидерам» конца 80-х годов, которые заучив в свое время нужные слова «Ленин»,  «партия», «комсомол», «мир», «труд», «социализм»,  быстро трансформировали их в «молодежные кооперативы», потом в «бизнес-центры», потом в «приватизацию», «рыночные отношения», и, наконец, в «дефолт», «инфляцию», «перегрев экономики», «закрытие производств» и «безработицу».

И если в 70-80-е годы прошлого века советская власть не догадалась, что направить молодую энергию рвущихся в лидеры комсомольцев надо было на поддержку настоящих пассионариев-профессионалов, стремившихся не к деньгам, а к великим целям, то сделать такую же ошибку теперь смертельно опасно для России. Еще одного креативного входа в штопор она не выдержит.

Не надо искать «лидеров» – они лезут из всех щелей, бормоча про «распилы», «откаты» и «эффективное управление»! Ищите профессионалов, которые не кричат о своих достижениях, а просто делают свое дело. Судите по делам, а не по крикам о них.

Рассматривайте Россию хоть в телескоп, хоть под микроскопом, но разглядите, наконец, простых, работящих людей! Это они – пассионарии. Это они вывезут потную стаю прущих «лидеров» на своих спинах.

Если «лидеры» их сегодня не затопчут, мчась наперегонки к квартире, где деньги лежат… 

Наталия Теряева

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить