. Дубна: 18 oC
Дата 26.09.2020

Накануне своего 85-летия маэстро Эдуард Грач привез в Дубну свой камерный оркестр "Московия". Свободное местечко в зале ДК "Мир" отыскать было трудно.

Дубненцы давно дружат с дирижером, народным артистом СССР, профессором Московской государственной консерватории Эдуардом Грачом и его учениками, молодыми оркестрантами "Московии". И не сосчитать, сколько раз они выступали в Дубне. Дружбе 20 лет, молодежному оркестру 25 лет. Нашему дубненскому симфоническому оркестру столько же. 125 лет со дня рождения Абрама Ямпольского, учителя Эдуарда Грача. Во главе этих юбилеев, выпавших на 2015 год, – 85-летие самого Эдуарда Давидовича 19 декабря. А еще об одном юбилее маэстро сам сообщил дубненцам со сцены: "Вы мне родные люди, потому вам говорю, нашему браку с Валентиной 25 лет". Валентина Василенко, пианистка, заслуженная артистка России, его жена и соратник по творчеству и работе в "Московии".

Под знаком юбилеев прошел этот концерт. Во всей красе продемонстрировали талант и мастерство ученики Эдуарда Грача. Было видно, что маэстро доволен. Каждого солиста приветствовал аплодисментами, пожимал руку, подводил к краю сцены, будто говорил: "Каков, посмотрите! Ну, разве не молодчина!"

Молодые скрипачи и впрямь как на подбор. Агафья Григорьева, лауреат конкурсов скрипачей, в том числе конкурса имени Оганесян, исполняя Фантазии на темы из опер Бизе «Кармен» Ф. Ваксмана, продемонстрировала блестящую игру. Её скрипка и поет, и плачет, и смеётся и даже шептать умеет, когда делится сокровенным. Не уступала ей в виртуозности Хироко Нинагава (Япония), без изъяна солировавшая в пьесе для скрипки с оркестром «Размышление» П.И. Чайковского. Под стать им была Се Пёл Цой (Южная Корея), за её смычком взгляд не успевал, когда она играла «Китайский тамбурин» Ф. Крейслера. Еще один ученик маэстро, Игорь Хухуа, показал чуть ли не Ойстраховское владение инструментом в «Венском каприсе» Шуберта – Листа – Ойстраха.

Да и сам маэстро, находясь у дирижерского пульта, вызывал восхищение и заставлял усомниться в его дате рождения. Дирижерскую палочку Эдуарда Грача не сразу замечаешь, всё внимание привлекают руки. Они не просто музыку направляют – вот они её обнимают, вот отпускают, как птицу, а вот ласкают звуки, приголубливают. Следить за руками одно удовольствие, и палочка его дирижерская, будто бы уже не палочка, а смычок, и он не дирижирует, а на скрипке играет…

Почти физически ощущаешь, как маэстро наслаждается музыкой, отдается ей самозабвенно. Ученики следуют за учителем безоглядно и тоже погружаются в музыку до кончиков смычков и увлекают за собой слушателей. Те с испугом сначала, а потом всё смелее отдаются музыке – и вот уже сцены нет, один океан прекрасной музыки… Вот такое волшебство творилось на концерте камерного оркестра «Московия» – любимого детища Эдуарда Грача.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить