. Дубна: 1 oC
Дата 23.01.2021
rss vk ok fb twitter

Государственная академическая хоровая капелла России имени А.Юрлова и Дубненский симфонический оркестр представили Дубне сочинения митрополита Волоколамского Илариона.

В субботу вечером 29 октября большой зал ДК «Мир» ОИЯИ был полон. Люди пришли на этот концерт как на значительное событие.

В программе концерта Хоровой капеллы имени Юрлова значились два духовных произведения  митрополита Илариона – католическая секвенция «Stabatmater» и «Песнь восхождения» на стихи библейских псалмов.

Канонический латинский текст XIII столетия увековечили в музыке Перголези, Вивальди, Гайдн, Шуберт, Дворжак, Верди и еще целая плеяда выдающихся композиторов Европы.

И если кантата Перголези для двух голосов и струнного оркестра написана в 13 частях, то митрополит Илларион разделил латинский текст своей секвенции на четыре музыкальных эпизода для полного хора и симфонического оркестра.

Хоровой капелле имени Юрлова на концерте в ДК «Мир» ОИЯИ аккомпанировал Дубненский симфонический оркестр Евгения Ставинского.

С первых звуков «Stabatmater» стало понятно, что музыка секвенции митрополита Иллариона исходит из традиций восемнадцатого и девятнадцатого столетия. В зале ДК «Мир» слушателями католической секвенции явно ощущалось присутствие Перголези, Генделя, Баха и Вивальди. Я бы назвала этот новый и безусловно современный музыкальный жанр, открытый митрополитом Иларионом, музыкальной инсталляцией.

«Песнь восхождения» исполнялась на русском языке. Хор звучал в традициях русской духовной музыки. Объемная хоровая полифония словно сталкивалась с острыми восходящими и нисходящими в минорной гамме фразами оркестра. Музыка в целом вопринималась как танец геометрических форм. Перефразируя Пушкина, можно сказать, что в музыке «Песни восхождения» митрополит Иларион геометрией гармонию поверил.

Не зря знаменитый русский бас Евгений Нестеренко назвал иерарха Русской православной церкви композитором-новатором, а ректор Московской консерватории Александр Соколов отозвался о музыке православного епископа не просто как о новом жанре, а о новом явлении в культуре и духовности.

Напомним, митрополит Волоколамский Иларион (в миру – Григорий Валериевич Алфеев) – викарий Патриарха Московского и всея Руси, богослов, церковный историк, композитор и педагог. Он – председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятель церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. Музыкальное образование получил в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции, и в Московской государственной консерватории имени Чайковского по классу композиции.

В числе музыкальных произведений митрополита Илариона – «Божественная Литургия» и «Всенощное бдение» для смешанного хора, «Страсти по Матфею» для солистов, хора и струнного оркестра, а также «Рождественская оратория» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра.  

Замечательный концерт Хоровой капеллы имени Юрлова и Дубненского симфонического оркестра в Дубне, в Доме культуры «Мир» ОИЯИ запомнился не только духовными сочинениями, но и светской хоровой музыкой русских классиков, написанной на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Публика по достоинству оценила эталонное исполнение русской музыки всемирно известным хоровым коллективом под управлением заслуженного деятеля искусств России Геннадия Дмитряка. 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить