. Дубна: 10 oC
Дата 24.04.2024
rss telegram vk ok

Изысканные музыкальные маршруты предложили молодые музыканты из Москвы дубненским меломанам к завершению театрального сезона в ДК «Мир» ОИЯИ.

Два последних камерных концерта стали тонким «десертом» из редко исполняемых шедевров музыки для голоса, струнных и фортепиано.

Rogachevskaja

Пианистка Юлия Рогачевская в дуэте со скрипачом Александром Юцем 20 апреля в малом зале ДК «Мир» ОИЯИ подарили публике четыре прелестные скрипичные сонаты, проведя слушателей сквозь эпохи от барокко до романтизма.

Барочная соната №1 «Благовещение» из Рождественского цикла австрийского композитора и скрипача чешского происхождения Генриха Бибера прозвучала удивительно современно, хотя написана была в середине XVII века.

Соната «Покинутая Дидона» скрипача-виртуоза Джузеппе Тартини представила публике итальянскую скрипичную школу, которую высоко ценил австрийский скрипач и педагог Лепольд Моцарт – отец и учитель великого Вольфганга Амадея Моцарта.

Из сочинений Вольфганга Амадея Моцарта (конец XVIII века) музыканты выбрали, наверное, самую известную скрипичную сонату – ми минор, с певучими темпами и мечтательным лиризмом. Как писал сам композитор своему отцу, сонату ми минор он сочинил, чтобы отвлечься от заказанной ему работы над флейтовыми концертами и квартетами. Великий Амадей, оказывается, флейту терпеть не мог.

Дополнила жанрово тематический вечер нежная скрипичная соната французского композитора и органиста XIX века Сезара Франка.

Хотя все сонаты были написаны для скрипки в сопровождении фортепиано, оба инструмента звучали в дуэте равноценно, хорошо слыша и чувствуя друг друга в эмоциональном диалоге. 

Стоит отметить, что Юлия Рогачевская – дочь известного физика О.В.Рогачевского, начальника сектора ЛФВЭ ОИЯИ. Она в свое время окончила Детскую музыкальную школу Дубны по классу фортепиано.

Еще большим стилевым размахом покорили публику 3 апреля в малом зале ДК «Мир» певица Варвара Комаровская (которую уже хорошо знают в Дубне), виолончелист Алексей Мазин и пианистка Наталья Коршунова. Их концерт назывался «Barocco Piazzolla» и соединил четыре столетия музыки и два континента – Евразию и Южную Америку – виолончелью и именем Баха.

Varia 03 04 18

Ровно триста лет назад Иоганн Себастьян Бах написал шесть сюит для виолончели соло. Сюита переводится с французского как последовательность. А в музыкальном смысле сюита означает последовательность танцев: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. До Баха в сюитах виолончель пела одним голосом, вела одну мелодию. А Бах в своих сюитах научил виолончель играть аккорды и петь многоголосие. Как сделал это Бах, Алексей Мазин продемонстрировал публике в Сюите №1 для виолончели соло. А затем дал услышать, как звучит виолончель в произведении, написанном без обязательных рамок, в свободной форме Каприса №1 бельгийского композитора-виолончелиста Иосифа даль Абако.

Сложнейший барочный шедевр священника, скрипача и композитора Антонио Вивальди – кантата Nisi Dominus в 9 частях на стихи 126-го псалма из Псалтири – стала премьерой в Дубне для Варвары Комаровской. Виолончель Алексея Мазина заменяла здесь звучание полного струнного оркестра, а фортепиано Натальи Коршуновой – голос клавесина.

Страстная ария Морганы «Credete al mio dolore» («Поверь в мою боль») из оперы Г.Ф.Генделя « «Альцина» в виртуозном исполнении большого и яркого колоратурного сопрано певицы перенесла публику из вивальдиевской бесплотной атмосферы общения Человека с Богом в эмоционально насыщенную, плотскую, земную жизнь.

Два ноктюрна Шопена соч. 27 спустились в зал звуками рояля из-под длинных, тонких пальцев Натальи Коршуновой, как входит к комнату вечер, как встает солнце, как распускается сирень.

Три пьесы великого аргентинца Астора Пьяццола прозвучали в исполнении трех разных инструментов – голоса, виолончели и фортепиано.

Аргентинский танец милонга – быстрое танго, сопровождаемое чтением чтихов – Пьяццола написал без слов, в форме вокализа. И в медленном темпе. Очень необычно Милонга без слов слушалась, спетая Варварой Комаровской.

Зато «Аве Марию» Пьяццола услышал как мелодию для струнных. Терпкой, устремленной в небеса молитвой уверенного в себе человека с мятущейся душой спела эту мелодию виолончель Алексея Мазина.

«Смерть ангела» в исполнении фортепиано Натальи Коршуновой была трагичной, но рассказывала не о смерти, а о жизни.

Очень любил Баха наш современник, бразильский композитор Эйтор Вилла Лобос. Он находил в музыке Баха ту же гармонию, что и в народных песнях Бразилии. И мечтал соединить эти две гармонии в одну. Мечта воплотилась в девяти «Бразильских бахианах» для восьми виолончелей. Ария из Бразильской бахианы №5 Вилла-Лобоса в исполнении Варвары Комаровской прозвучала трепетным эхом из эпохи барокко.

Отрадно, что оба замечательных концерта понравились молодой публике, которая, как считается не очень-то знает и любит классику. Молодые московские музыканты пообещали снова порадовать своих новых поклонников в следующем концертном сезоне.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить