. Дубна: 7 oC
Дата 20.09.2020

01 Xorovi

В предновогодний вечер 27 декабря в Органном зале ХШМиЮ «Дубна» состоялся необычный концерт из произведений старинной музыки, написанной для двух клавиров.

В эпоху барокко клавирами называли все клавишные инструменты, предшествовавшие фортепиано: клавесины, спинеты, клавикорды. Клавиром также именуют  переложение партитуры вокально-симфонического произведения (оперы, оратории, кантаты и т.п.) для пения и фортепиано или только для фортепиано.

Представили музыку барокко лауреаты международных конкурсов Алексей Шевченко (орган) и Мария Успенская (клавесин) – выпускники, а ныне преподаватели факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

 В исполнении Марии Успенской и Алексея Шевченко прозвучали произведения для двух органов, двух клавесинов, для клавесина и органа и даже для скрипки и клавесина в переложении для двух клавиров. Такая практика была традиционной в эпоху барокко. 

Слушатели познакомились с неизвестной им ранее музыкой И.С.Баха и  его ученика И.Л. Кребса. В переводе с немецкого языка, фамилия Бах означает «ручей», а фамилия Кребс переводится как «рак». По этому поводу Бах каламбурил, что «Кребс – единственный рак в его ручье». 

Изящная музыка галантного века Антонио Солера, Франсуа Куперена, Жана Филиппа Рамо, Северо Гвисанни завораживала и пленяла публику своей антикварной, ювелирной красотой.

Многие концерты А. Вивальди в 18 веке звучали в переложении И. С. Баха для клавесина или органа. В программе прозвучал концерт ре мажор Вивальди – Баха.

Переложения Баха для клавира сложны для исполнителя, как в техническом, так и в полифоническом плане. Но в легком, воздушно виртуозном ансамблевом исполнении Марии Успенской и Алексея Шевченко, зрители не ощутили этих сложностей, целиком растворившись в музыке. 

Два инструмента орган и клавесин звучали как аутентичный ансамбль старинных инструментов. Чуткие зрители могли расслышать звучание лютни, деревянных духовых инструментов, волшебный звон колокольчиков.

Такое тембральное разнообразие звуковых красок возможно, благодаря 30-регистровому органу, созданному немецким мастером Гансом  Юргеном Фогелем специально для Хоровой школы мальчиков и юношей «Дубна».  

Двухмануальный (имеющий 2 клавиатуры) клавесин работы московского мастера Дмитрия Белова был создан по аутентичной копии инструмента Куше эпохи французского барокко для Марии Успенской, и привезен в Дубну благодаря спонсорской помощи салона «Комильфо». 

Концерт прошел с большим успехом. Об интересе к старинной музыке свидетельствовал полный зал публики, благодаривший музыкантов щедрыми аплодисментами и криками «браво!». 

Клавирный дуэт М.Успенской и А.Шевченко ранее выступал на крупных международных фестивалях старинной музыки «Oude Muziek» в Утрехте (Нидерланды), в Шопроне (Венгрия), а также в составе барочной капеллы «Золотой век» под руководством А. Листратова. 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить