. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

Grach

Имя Эдуарда Грача широко известно в музыкальном мире. Его дружба с дубненскими музыкантами, зрителями длится давно. Каждый его приезд в Дубну становится музыкальным праздником, будь то сольный концерт маэстро, выступления учеников Эдуарда Давидовича, возглавляемого им оркестра «Московия», фестиваль или конкурс скрипачей. Весной дубненские музыканты, собираясь на концерт, шутят: «Грачи прилетели».

Трудно выделить в каком качестве талант выдающегося музыканта проявился ярче – исполнительском, дирижерском или педагогическом. Эдуард Грач – обладатель множества наград. Он родился под счастливой звездой 19 декабря 1930 года, а в 2000 году именем Э. Д. Грача названа звезда в созвездии Стрельца, под которым он родился, (сертификат 11 № 00575).  Многих учеников Эдуарда Давидовича: А. Баеву, Н. Борисоглебского, Е. Гелен, С. Поспелова, Ю. Игонину, А. Притчина, Н. Токареву и других тоже уже можно называть звездами, которые  мастер открыл, вырастил и зажег. Написав это, мне пришли на память стихи В. Маяковского:

«Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?»

Новое созвездие талантов  увидели и услышали дубненские зрители на заключительном концерте Международных летних мастер-классов под сводами ДК «Мир» 18 июля.

В исполнении Ильи Терещенко, учащегося ЦМШ, лауреата конкурса им. И. Оганесян свежо и сказочно прозвучала фантазия Римского-Корсакова-Цимбалиста на темы из оперы «Золотой петушок». Оригинальную тему с вариациями Венявского великолепно исполнил  Петр Федотов, также учащийся выпускного 11 класса ЦМШ и лауреат конкурса И. Оганесян (сын известных музыкантов скрипача Максима Федотова и пианистки Галины Петровой).

Стажер консерватории японская скрипачка Хироко Нинагава исполнила программу первого тура, которую она готовит для международного конкурса скрипачей в Вене: 11-й каприс Паганини, "Речитатив и скерцо" Крейслера, "Чакону" Баха. Все три произведения звучали без сопровождения фортепиано. Не знаю, как оценит игру Хироко жюри конкурса в Вене, но, на мой взгляд, сложнейшая программа была сыграна виртуозно и безупречно. Хочется пожелать Хироко Нинагаве такой же хорошей профессиональной формы и уверенности в себе на конкурсе!

Во втором отделении Хироко исполнила "Китайский тамбурин" Крейслера и "Этюд в форме вальса" Сен-Санса-Изаи с концертмейстером Валентиной Василенко, очень деликатно аккомпанирующей всем участникам концерта. Учащаяся ЦМШ, обладательница Гран-при конкурса им. И. Оганесян кореянка Сепёл Цой романтично и свободно сыграла поэму Шоссона. Все музыкальные звезды этого созвездия переливались яркими цветами, как разные драгоценные камни, каждый со своей индивидуальностью, не похожие друг на друга.

Но ярче всех сияла и горела в этот вечер, без сомнения, звезда студентки Московской консерватории Елены Таросян, темпераментно, с огненным артистическим куражом исполнившей концерт Сибелиуса для скрипки и три испанских танца Сарасате. От игры Е. Таросян перехватывало дыхание, как на качелях, музыка пробирала «до мурашек», до самой глубины души! Невозможно было поверить в то, что такая колоссальная работа была проведена за считанные дни. Дело даже не только в овладении виртуозными техническими сложностями. Непонятно, как за такой короткий срок можно было так вжиться в образ, стиль исполняемых произведений, словно они были родными с детства, как колыбельные песни матери.

Это было так восхитительно и неподражаемо, что не поддается описанию никакими словами! Как можно объяснить, что такое Божий дар? Это можно только увидеть, услышать, почувствовать и испытать блаженство наслаждения от соприкосновения с совершенной, Божественной красотой и гармонией! Браво!

Удивительно было услышать, что лауреат многих зарубежных конкурсов Елена Таросян не может принять участие в международном конкурсе им. Чайковского, статусу которого не соответствует «статус» ее скрипки, игра на которой буквально ошеломила публику. Придется подыскать инструмент, который можно было бы взять в аренду. Понятно, что единицы могут позволить себе купить «Страдивари» (хотя эти единицы могут совсем и не уметь играть на скрипке).

Елена выразила свое восхищение Дубной, зрителями, организацией мастер-классов и отдельно работниками гостиницы «Дубна», которые не мешали артистке заниматься до часу ночи, что было совершенно непозволительно в Европе. (На нежной девичьей шее от скрипки была даже не трудовая мозоль, а шрам, аккуратно заклеенный пластырем, прим. автора).

В антракте я задала Эдуарду Давидовичу Грачу несколько вопросов:

М.А.: Эдуард Давидович, скажите, какие качества в студентах вы больше всего цените, а какие не приемлите, по каким критериям профессиональным и личностным отбираете?

Э.Г.:  Все в совокупности. В первую очередь, конечно, по способности играть. Но если талантливый ученик ведет себя по-человечески недостойно, я расстаюсь с ним. Ученики ведь как дети, им отдаешь всю душу, всего себя.

(От автора: среди оркестрантов «Московии», почти все скрипачи являются учениками Э. Грача. Такое отеческое отношение к ученикам Эдуард Давидович, наверное, в какой-то мере воспринял от своего педагога А.И. Ямпольского, который специально для него купил когда-то скрипку, на которой он учился играть).

М.А.: Вы проводили мастер-классы в разных странах. Чем отличаются, скажем, студенты Японии, Китая, от американцев, русских?

Э.Г.: Японцам и китайцам ничего не нужно повторять два раза, они очень дисциплинированы, обязательно всегда разыгрываются перед концертом, точно знают, что им нужно, чего они хотят. Русские студенты очень талантливы, но иногда среди некоторых из них, приходилось встречаться с разгильдяйством. Американцы, как и их президент и политики, считают, что они лучше всех, «впереди планеты всей», хотя  в музыке они никогда не были первыми, американской скрипичной школы не существует. Есть русская скрипичная школа, отличающаяся необыкновенной певучестью. Мой педагог Абрам Ильич Ямпольский говорил не «красивый звук», а называл звук «тоном».

(От автора: надо заметить, что все ученики Э. Грача идеально чисто интонировали, играли красивым, сочным, «вкусным» звуком, завораживали выразительностью фраз на «бесконечно длинном смычке», как завораживает певец, поющий красивым голосом на кажущемся бесконечно длинном дыхании).

И еще, мне кажется, учеников Э. Грача объединяет колоссальное трудолюбие, преданность и ответственное отношение к профессии.

В заключение концерта Эдуард Давидович похвалил всех своих «детей-участников», вручив сертификаты, поблагодарил неизменного концертмейстера Валентину Василенко (верную жену и единомышленницу), дубненских организаторов за помощь в проведении конкурса скрипачей и международных летних мастер - классов.

Восторженные зрители не жалели ладоней, щедро аплодируя артистам за доставленное удовольствие!

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить