. Дубна: 3 oC
Дата 29.03.2024
rss telegram vk ok

organ 26 04

В ХШМиЮ "Дубна" прозвучали редкие произведения для органа и виолончели. Играли Алексей Шевченко (орган) и Александр Листратов (барочная виолончель).

Органный зал наполовину был пуст, потому что в этот же день и час шел другой замечательный концерт классической музыки в ДК "Мир". Если бы не эта накладка, гораздо больше людей познакомились бы со стильной музыкой 16-18 веков и музыкантами-виртуозами, лауреатами международных конкурсов.

Нет, не часто в Дубне можно услышать соло виолончели да еще барочной. Александр Листратов, влюбленный в барочную виолончель, заворожил слушателей игрой и заставил влюбиться в инструмент, не столь растиражированный. Также он публику просветил, исполнив малознакомые произведения. Его вполне можно отнести к плеяде тех музыкантов, кто своим соло каждый раз доказывают, что виолончель – королевский инструмент. Первым взялся убеждать в этом Жан Батист Барьер, живший в 18 веке. Именно он впервые отважился солировать на виолончели, демонстрируя публике богатство возможностей и выразительность инструмента, которому до сей поры отводилась скромная роль. И покорил Францию с Италией. Он же стал сочинять сонаты для барочной виолончели. На концерте прозвучали два его произведения: Соната h moll и Соната e moll тетрадь 1, №3 для виолончели и бассо континуо. Очень красивые сонаты и очень… современные. Невольно заглядываешь в программку: да нет, не ошибся, даты жизни Жана Батиста Барьера 1707-1747 гг.

Великий Бах тоже сочинял для виолончели – целых шесть сюит. Александр Листратов сыграл Сюиту №4 Es dur для виолончели соло, BWV1010. Это самая редко звучащая из Баховских сюит. Она даже прослыла «неудачей» Баха. Но разве могут быть у гения неудачи? Листратов считает, что разгадка сюиты таится в её стиле – гротескно-ироничном. Лишнее доказательство, что Бах не только великий мудрец, но и человек с прекрасным чувством юмора.

Виолончелист также познакомил публику с жанром многоголосной инструментальной музыки западной Европы 16-17 веков – ричеркар, исполнив Ричеркар d moll для виолончели соло Доминико Габриели. А также с музыкой забытого Иосифа дель’Абакко – его Каприс №1 c moll для виолончели соло многие услышали впервые.

Удивлял публику и органист Алексей Шевченко. В программке фигурировали сочинения предшественников Иоганна Себастьяна Баха, представителей двух различных стилей барокко: итальянского – экспрессивного, эмоционального, и французского – сдержанного, возвышенного. Прозвучала музыка итальянского композитора Джираламо Фрескобальди – приверженца «взволнованного стиля» и французского музыканта Франсуа Куперена, отличавшегося изысканностью и филигранностью языка.

Исполнил ведущий современный органист несколько произведений Баха, продемонстрировавших публике, что великий композитор в совершенстве владел обоими языками барокко. Интересно было услышать хоральную прелюдию ученика Баха Иоганна Готфрида Мюттеля, судьба которого была связана с Россией.

Подарком для многих слушателей стала фантазия Моцарта для органа, написанная им для… органных часов. Для популярных в ту пору часов со встроенными органчиками музыку композиторы создавали совместно с часовщиками. Моцарт не остался в стороне. Теперь эти часы можно считать первыми во вселенной… аудиозаписями.

Король инструментов – орган и королевский инструмент виолончель не только солировали, но и «пели» дуэтом. Дуэт Алексея Шевченко (орган) и Александра Листратова (барочная виолончель) – стержень барочной капеллы «Золотой век», созданной в начале века Александром Листратовым. В проектах капеллы участвуют от 2 до 35 человек. Ставку «Золотой век» делает «на максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого».

Дуэт музыкантов любим в России, Европе и Азии и дает по 20-30 концертов в год. В марте этого года он получил Гран-при на Международном конкурсе «Петербургская весна».

Оба музыканта успевают еще и преподавать. Александр Листратов преподает барочную виолончель и исторический камерный ансамбль в Смольном институте свободных искусств и наук в Санкт-Петербурге.

Алексей Шевченко преподает старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль в Московской консерватории, а с 2011 г. еще и орган в нашей Хоровой школе мальчиков и юношей «Дубна».

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить