Дата 20.04.2024
Фото Баира Шайбонова / ОИЯИ

Крупнейший в Северном полушарии глубоководный нейтринный телескоп Baikal-GVD 13 марта торжественно запустили на озере Байкал руководители Минобрнауки РФ, ОИЯИ, ИЯИ РАН, ИГУ и губернатор Иркутской области.

Уникальный нейтринный телескоп Baikal-GVD будет на дне самого глубокого в мире озера регистрировать нейтрино сверхвысоких энергий. Данные глубоководного телескопа помогут ученым обнаружить источники нейтрино и дадут импульс в исследованиях эволюции галактик и Вселенной. Нейтринный телескоп Baikal-GVD должен стать впоследствии одним из звеньев мировой нейтринной сети.

Торжественный запуск глубоководного телескопа на Байкале явился одним из ключевых событий начавшегося в России Года науки и технологий. Поэтому его участниками стали не только руководители институтов, где разрабатывался и изготавливался этот сверхточный физический прибор – ОИЯИ, ИЯИ РАН, ИГУ. Событие привлекло на лед озера Байкал министра науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и губернатора Иркутской области Игоря Кобзева.

Телескоп стал результатом плодотворного сотрудничества международного коллектива ученых из России, Чехии, Словакии, Германии и Польши при ведущей роли Минобрнауки России, Объединенного института ядерных исследований и Российской академии наук.

«Наука — один из драйверов развития территорий. Проблема многих регионов в том, что молодежь выбирает в качестве места жительства крупные агломерации, города, столичные университеты, – сказал министр Валерий Фальков на церемонии запуска телескопа. – Для того, чтобы у молодых людей был стимул развиваться на родине, необходимы такие проекты, какой мы сегодня запускаем в Иркутской области. Молодые люди смогут участвовать в научных исследованиях и инженерно-технологических работах на передовом уровне, делать открытия, учиться, увеличивая тем самым научно-технический потенциал своего региона и всей нашей страны. Я признателен нашим коллегам из крупнейших институтов, из Объединенного института ядерных исследований, Института ядерных исследований РАН, которые уже не первый год очень активно работают на Байкале», – подчеркнул руководитель Минобрнауки РФ.

Директор Объединенного института ядерных исследований академик РАН Григорий Трубников назвал запуск Байкальского нейтринного телескопа очередным триумфом российских ученых и международного научного сотрудничества. «Запуск Байкальского глубоководного нейтринного телескопа в год 65-летия Объединенного института ядерных исследований обозначил знаковый этап для развития научной программы нашей международной организации, – отметил Трубников. – Это реальный, ощутимый вклад ученых из государств-членов ОИЯИ и, прежде всего, российского научного сообщества в развитие высокой фундаментальной науки. Поэтому это событие — хороший повод поблагодарить всех тех, руками и интеллектом которых этот амбициозный проект стал возможен. И, конечно, это весомый мотивационный фактор для молодых и маститых ученых со всего мира активно развивать нейтринную физику, ведя ее к новым научным победам, которые неизменно конвертируются в технологические прорывы, обеспечивающие комфортную жизнь человека».

Тут же, на льду озера Байкал, в лагере Байкальской нейтринной обсерватории был подписан Меморандум о взаимопонимании Минобрнауки РФ и Объединенного института ядерных исследований в развитии Байкальского глубоководного нейтринного телескопа Baikal-GVD.

teleskop bajkal nejtrino2