Дата 29.03.2024
Изображение Maria Mader/Pixabay.

Ученые из Института истории человечества немецкого Общества Макса Планка открыли причину массовой миграции людей бронзового века в засушливые степи. Это случилось благодаря их пристрастию к молоку.

Как и почему скотоводы бронзового века преодолевали невероятные расстояния и сумели расселиться из Причерноморья до Скандинавии и Сибири, было загадкой. Немецкие ученые выяснили, что причиной миграции, вероятно, стало изменение питания скотоводов: они стали пить молоко.

Исследователи сделали свои выводы на основе изучения зубного камня на зубах сохранившихся скелетов людей бронзового века. Почти 90% зубов людей эпохи энеолита – более ранней, чем бронзовый век, – не имели признаков употребления молочных продуктов. Напротив, 94% людей раннего бронзового века явно пили молоко, утверждают ученые.

Анализируя молочные пептиды на зубах древних людей, исследователи выяснили, какое именно молоко потребляли пастухи. Большинство молочных пептидов указывали на молоко коров, овец и коз. Удивительной для ученых оказалась находка людей бронзового века, которые питались  кобыльим молоком. Ранее считалось, что употребление в пищу молока лошадей началось 3 500 лет назад в Центральной Азии на территории нынешнего Казахстана. По результатам исследования ученых из Германии выходит, что одомашнивание лошадей и употребление кобыльего молока, вероятно, началось примерно 5 000 лет назад в 1 500 километрах к западу в Причерноморской каспийской степи.

Какие именно важные преимущества дало молоко древним людям, еще предстоит выяснить. Но вполне вероятно, что дополнительные питательные вещества, богатые белки и источники жидкости в очень засушливой среде были критически важны для выживания в суровых и открытых степях.