Дата 20.04.2024
Фото Wikimedia.org.

Для уничтожения устойчивых к антибиотикам микробов международная группа исследователей применила вместе с антибиотиком убивающий бактерии вирус и вдвое увеличила эффективность лечения.

Опасные микобактерии вызывают туберкулез, проказу и быстро приспосабливаются к антибиотикам, которые перестают убивать эту инфекцию. Однако бактерии уязвимы для вирусов естественного происхождения, называемых бактериофагами. Для каждого вида бактерий существует свой бактериофаг.

Французские ученые из Университета Монпелье вместе с американскими коллегами из Университета Питтсбурга применили для лечения от болезней, вызванных микобактериями, бактериофаг Muddy вместе с антибиотиком. Статья об этом опубликована в журнале Disease Models & Mechanisms.

Исследователи испытали свой метод лечения на рыбках данио, вызвав у них с помощью генетической мутации муковисцидоз человека.

Ученые исходили из того, что пациенты с муковисцидозом человека особенно уязвимы для микобактерий. И если с помощью комбинированной бактериофаго-антибиотиковой терапии получится вылечить больных муковисцидозом, то в организме более здоровых людей борьба с микобактериями будет более простой.

Исследователи заразили рыбок с муковисцидозом человека устойчивой к антибиотикам формой микобактерий и наблюдали за ними в течение 12 дней. Обнаружилось, что у рыб развиваются серьезные инфекции с абсцессами, которые приводят к высокой смертности: выжили только 20% зараженных.

Затем команда проверила, насколько хорошо инфицированная рыба выздоравливала при введении антибактериального бактериофага Muddy в течение 5 дней. На этот раз у рыб было гораздо меньше тяжелых инфекций и абсцессов, и выживаемость достигла 40%.

После этого авторы исследования нашли антибиотик, который можно было бы использовать вместе с бактериофагном, и обнаружили, что рифабутин убивает микобактерии с той же эффективностью, что и бактериофаг, то есть с выживаемостью около 40%. В течение 5 дней ученые лечили рыб антибиотиком и бактериофагом одновременно. При таком комбинированном лечении инфекция у рыб развивалась в гораздо более легкой форме, и выживаемость рыб возросла до 70%.

Теперь исследователи хотят провести клинические испытания своего метода лечения на людях, хотя и понимают, что на пути к этому есть много проблем.