. Дубна: 10 oC
Дата 24.04.2024
rss telegram vk ok
Изображение Gerd Altmann/Pixabay.

Российский математик провел анализ влияния людей друг на друга в социальных сетях. Его исследование позволяет предсказывать, как и насколько сильно изменится мнение конкретного пользователя в зависимости от его окружения в социальной сети.

Ученый собирал мнения 1,6 млн пользователей соцсетей на основе их подписок на источники информации и анализировал, как дружеские связи влияют на динамику этих оценок. Изучая положительные по отношению к мнению друзей и отрицательные сдвиги мнений, исследователь обнаружил, что изменение мнения пользователей соцсетей как в положительную, так и в отрицательную сторону тем сильнее, чем больше отличается мнение пользователя от мнения его друзей. 

«Иными словами, если вы пытаетесь убедить человека, который изначально настроен против ношения медицинских масок, что маски носить все-таки нужно, то чересчур сильные аргументы могут заставить его только укрепиться в своем мнении; слишком мягкие аргументы также могут не подействовать – нужна золотая середина», – объясняет автор исследования Иван Козицин из Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН и МФТИ.

По словам ученого, понимание механизмов, лежащих в основе процессов формирования мнений, – чрезвычайно сложная задача, в решении которой заинтересованы такие сферы, как маркетинг, социологические исследования и политические технологии. Умение прогнозировать, каким образом та или иная информация повлияет на взгляды людей, может также помочь эффективно бороться с фейковыми новостями. 

Козицын обнаружил два способа влияния соцсетей на людей: ассоциативный и диссимилятивный.

Ассимилятивное влияние заставляет людей сходиться во мнениях, диссимилятивное – расходиться. Ассимилятивное влияние наиболее вероятно, когда величина разногласий между людьми не слишком мала и не слишком велика. Поляризацию взглядов в обществе в дискуссиях на разные темы – от политики до глобального потепления – чаще всего объясняют диссимилятивным влиянием.

Баланс между этими двумя способами определяется разницей во мнениях между источником и объектом влияния.

Козицын считает результаты своего исследования достаточно весомым аргументом в пользу существования диссимилятивного влияния. Ведь в теоретических работах такому типу влияния отводится очень важная роль, а подтверждающие существование такого способа влияния эмпирические исследования научное сообщество критикует. Однако, по мнению автора работы, в этой задаче еще очень много неизвестных переменных. Например, до конца неясно, какую роль играет тот факт, что пользователи могут создавать новые знакомства, меняя тем самым структуру каналов, по которым распространяются информационные волны. Кроме того, необходимо учитывать, что в онлайн-платформах сейчас широко применяются алгоритмы ранжирования, которые могут также значительно влиять на информационный баланс. На все эти вопросы предстоит ответить в дальнейшем.

Результаты работы опубликованы в The Journal of Mathematical Sociology.

 

 

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить