Дата 29.09.2020

lhc cern

По кольцу Большого адронного коллайдера в Женеве снова забегали пучки протонов. Два последних года самый мощный в мире ускоритель частиц интенсивно ремонтировали.

Как известно, с момента первого запуска в 2008 году Большой адронный коллайдер так и не достиг той максимальной мощности в 14 ТэВ, ради которой строился. Сразу после запуска случилась грандиозная авария: расплавились контакты электропроводки, и в 27-километровый туннель вытекло шесть тонн жидкого гелия, которым охлаждались сверхпроводящие магниты ускорителя. Через год коллайдер снова запустили, осторожно провели серию экспериментов, обнаружили бозон Хиггса и остановили ускоритель, чтобы довести его мощность до запланированного максимума в 14 ТэВ.

Три дня назад, 5 апреля, в 10 часов 41 минуту протонный пучок впервые после ремонта пробежал по 27-километровому тоннелю БАК. В 12 часов 27 второй пучок протонов запустили по кольцу в противоположном направлении. Оба пучка циркулировали с инжекционной энергией в 450 ГэВ – далекой от максимальной .

В ближайшие дни операторы будут тестировать все системы ускорителя, прежде чем начать наращивать энергию пучков частиц.

«Возвращение пучков на БАК – это награда для больших коллективов за их напряженный труд,–сказал начальник отдела пучков ЦЕРН Поль Колье.–Наши операторы очень рады снова сесть за пульт управления и аккуратно, шаг за шагом, ввести в строй ускоритель, который стал, по сути, новым».

Во время двухлетней технической остановки БАК специалисты проверили 10000 контактов электропроводки между магнитами. Системы защиты магнитов, криогенные, вакуумные и электронные системы модернизировали и усилили. Сгустки протонов уплотнили, чтобы добиться большего количества взаимодействий частиц при столкновениях пучков. Промежутки времени между сгустками сократили вдвое – с 50 наносекунд до 25 наносекунд.

Сегодня БАК вступает во второй этап работы.Теперь он будет работать при вдвое большей энергии, чем после первого запуска – 6,5 ТэВ на пучок. К лету ожидается получить протон-протонные столкновения при 13 ТэВ.

После открытия коллаборациями  ATLAS и CMS бозона Хиггса в 2012 году физики подвергнут самой строгой проверке Стандартную модель физики частиц в поисках новой физики за границами этой прочно установившейся теории, описывающей частицы и их взаимодействия.