Дата 25.04.2024
Изображение OpenClipart-Vectors/Pixabay.

Психологи Ринк Хекстра из Голландии и Симин Вазир из США считают, что авторам исследований в области социальных, поведенческих наук и наук о жизни не хватает скромности.

Психологи Ринк Хекстра из Университета Гронингена и Симин Вазир из Калифорнийского университета в Дэвисе призвали своих коллег-гуманитариев к более объективной самооценке в научной статье, опубликованной журналом Nature Human Behavior. В этой статье авторы описывают методологию привнесения интеллектуального смирения в процесс написания и публикации статьи.

Как отмечают Хекстра и Вазир, за последние несколько лет в социальных, поведенческих науках и науках о жизни произошел своего рода кризис, связанный с многочисленными сообщениями о неспособности воспроизвести результаты в академических статьях. Психологи утверждают, что это происходит из-за отсутствия интеллектуальной скромности авторов исследований, прозрачности в представлении  результатов исследований и переоценки учеными полученных результатов.

Хекстра и Вазир разработали принципы объективной оценки для нескромных авторов, которые должны помочь им в оценке собственных достижений при подготовке публикации. Предлагаемые принципы включают в себя более честное описание работы и ее результат в заголовке и введении. Исследователям необходимо перестать преувеличивать влияние своей работы, а разделы о методах ее проведения должны излагать работу таким образом, чтобы другие могли воспроизвести то, что было сделано. Нельзя упускать нелестные подробности и объяснения причин, обусловивших выбранные авторами решения.

Психологи также предлагают исследователям сместить фокус в представлении результатов работы. Вместо того, чтобы включать только положительные аспекты исследования, они считают разумным дать читателям некоторое представление о проблемах, с которыми столкнулись авторы исследования, или примерах того, что не сработало, как планировалось. И, наконец, в разделе обсуждения результатов Хекстра и Вазир советуют исследователям избегать попыток называть свои результаты надежными, если это не так. Во многих социальных экспериментах гипотезы могут выдаваться за реально существующие явления, отмечают психологи.

Изменить восприятие исследователей-гуманитариев будет непросто, рассуждают Хекстра и Вазир, но если этого не сделать, это может оказаться катастрофическим для этой области знания.