Дата 25.04.2024
Фото Минобрнауки России

14 января в кубинской столице Гавана на территории Института геофизики и астрономии Республики Куба была торжественно открыта Российско-кубинская обсерватория.

В церемонии открытия принял участие директор ОИЯИ академик РАН Григорий Трубников, который ранее, на посту первого заместителя Министра науки и высшего образования РФ, был инициатором и активно продвигал российско-кубинское научно-техническое сотрудничество.

«Построенная совместными усилиями обсерватория является достойным подтверждением востребованности и актуальности международного научного партнерства на всех уровнях, включая исследовательские институты, агентства и министерства», — сказал он в своем видеообращении.

Новая обсерватория за рубежом понадобилась России, поскольку она находится в противоположном полушарии Земли и в совершенно другом часовом поясе. Ее сооснователями являются Института астрономии РАН, Института прикладной астрономии РАН и Институт геофизики и астрономии Республики Куба. В 2017 году эти научные организации подписали документы о сотрудничестве. 3 октября 2019 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба было подписано Соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве от по приоритетному направлению «Астрономия и космос».

Российско-кубинская обсерватория уже начала свою работу в ноябре прошлого года. Одними из основных целей ее существования являются поиск источников гравитационных волн и предупреждение об астероидно-кометной опасности.

Введена в строй только половина обсерватории – это роботизированная обсерватория в Гаване; вторая же ее часть будет построена в будущем в местечке Пикадура в 80 км от кубинской столицы. Эта автономное подразделение обсерватории станет полнофункциональным.

Обсерватория в Гаване оснащена широкоугольным 20-сантиметровым роботом-телескопом для проведения оптических астрономических наблюдений широкого класса космических объектов естественного и техногенного происхождения. Приемник обсерватории непрерывно получает высокоточные геодезические данные.

В будущем подразделении в Пикадуре будет находиться широкоугольный прецизионный телескоп с размером приемной апертуры в 1 метр, что в 5 раз больше по размеру и в 25 раз – по собирающей площади, чем у телескопа РКО в Гаване.

Источник – сайт ОИЯИ