Дата 20.04.2024
Фото: https://bkzn.ru/

Ученые Лаборатории ядерных реакций им. Г. Н. Флерова ОИЯИ определили риски радиоэкологического загрязнения в зоне действующей угольной ТЭС-4 в городе Улан-Батор в рамках сотрудничества между ОИЯИ и Монголией  страной-участницей Института.

Ученые смогли сделать вывод о необходимости постоянного мониторинга территорий вокруг ТЭС, а также выяснили, допустимо ли использовать для строительства отходы ТЭС, такие как шлак и зола.

Известно, что выбросы природных радионуклидов от теплоэлектростанций, в особенности от работающих на угле, в несколько раз превышают подобные выбросы атомных электростанций. Бурые же угли, используемые на ТЭС-4 в качестве основного топлива из монгольских месторождений Багануур и Шивэ-Ово, значительно обогащены ванадием, никелем, медью, свинцом и висмутом, а также ураном по сравнению со среднемировыми значениями. Кроме того, ученые ОИЯИ определили в образцах углей, шлака, золы-уноса, почвы и растительности вблизи ТЭС-4 содержание 34 химических элементов и радиоизотопов (уранового и ториевого рядов, калия-40, цезия-137) с помощью рентгенофлуоресцентного, гамма-активационного и гамма-спектрометрического методов анализа.

«Несмотря на то, что современное эффективное оборудование позволяет на 99 % задержать летучие частицы, 1 % золы-уноса неконтролируемо попадает в окружающую среду. Это соответствует тому, что ежегодно в атмосферный воздух выбрасывается порядка тысяч тонн различных веществ, в том числе радиоактивных», — отметила автор исследования, начальник Группы радиоаналитических исследований ЛЯР ОИЯИ Марина Владимировна Густова.

Тем не менее, ученые ОИЯИ определили, что существующие дополнительные риски развития рака для жителей Улан-Батора не превышают установленных международных норм. Хотя нельзя полностью сбрасывать со счетов тот факт, что даже малое влияние токсичных веществ и радиоактивных изотопов может спровоцировать начало заболевания.

«Рассчитанная потенциально возможная годовая эффективная доза для населения, проживающего в районе нахождения ТЭС-4, составляет 90 мкЗв, что выше среднего мирового значения 70 мкЗв, но ниже максимального ограничивающего значения дозы 1,0 мЗв/год, представленного Международной комиссией по радиологической защите», — говорится в исследовании.

Также авторы отметили важность тщательного контроля за содержанием естественных радионуклидов в углях и в продуктах их сжигания, выбрасываемых ТЭС-4 в окружающую среду. Такой мониторинг, согласно оценке ученых, необходимо проводить регулярно, несмотря на то что данные исследований и расчетов по оценке потенциального радиационного риска воздействия электростанции на окружающую среду и население находятся в пределах допустимых норм.

В исследовании рассмотрено не только аэрозольное поступление вредных веществ, но и возможность использования отходов угольного производства при строительстве зданий и дорожном строительстве. Так, ученые выяснили, что для всей строительной отрасли можно применять шлак, а золу-унос и золошлаковые отходы допустимо использовать только в дорожном строительстве вне населенных пунктов и для возведения производственных сооружений.

Подробнее о методах и результатах исследования можно прочесть в препринте «Оценка риска радиоэкологического загрязнения в зоне действующей угольной ТЭС», опубликованном Издательским отделом ОИЯИ. Авторы – М. В. Густова, С. П. Каплина, Н. С. Густова, Н. Балжинням, Ч. Бадамгарав.

Статья направлена в журнал «Химия твердого топлива». Работа велась в рамках Протоколов о сотрудничестве между ОИЯИ и Центром ядерных исследований Национального университета Монголии и Протокола между ОИЯИ и Центральной геологической лабораторией (г. Улан-Батор, Монголия).

Источник – сайт ОИЯИ