. Дубна: 13 oC
Дата 25.04.2024
rss telegram vk ok
Фото ОИЯИ.

С 12 по 19 июля на Байкале, в поселке Большие Коты, проходила  XXII Байкальская летняя школа по физике элементарных частиц и астрофизике.  Про котов ничего неизвестно, а дубненцы там побывали.

Организовали школу Иркутский государственный университет (ИГУ) и Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ).

После двухгодичного перерыва, вызванного ковидными ограничениями, школа снова прошла в очном формате в традиционном месте  – на Байкальской биологической станция НИИ биологии ИГУ в поселке Большие Коты. Традиционные темы лекций и занятий — Стандартная модель, физика нейтрино и астрофизика.

Что нового было на школе в этом году и какую пользу для себя вынесли участники, рассказал

«В этом году удалось снова провести школу на берегу Байкала, в очень красивом месте, добраться до которого можно судном на подводных крыльях, – раскрыл подробности преподаватель школы, научный сотрудник ЛЯП ОИЯИ, к. ф.-м. н. Юрий Малышкин. – Проживание на базе — в теплых домиках, нет проблем с интернетом и электричеством. В поселке для преподавателей можно снять дополнительное жилье, есть магазин. Удобно, что в этом году на биостанции появился конференц-зал для лекций и занятий».

В работе школы участвовали 29 студентов и 11 наставников. Из ОИЯИ приехали пять преподавателей. Все они из Лаборатории ядерных проблем: Андрей Шешуков, Юрий Малышкин, Юлия Яблокова, Анна Сиренко и Арсений Гавриков. Занятия в школе длились шесть дней, один из которых был наполовину выходным: после утренних докладов участники играли в волейбол и гуляли по знаменитой Байкальской тропе.

Основной темой нынешней школы была нейтринная физика. Обсуждались механизмы рождения нейтрино (в Солнце и других звездах, в недрах Земли, атмосфере, ядерных реакторах и др.), эффекты осцилляций (превращений) нейтрино в вакууме и веществе.

На лекциях подробно рассмотрели эксперимент регистрации астрофизических нейтрино Baikal-GVD и эксперимент TAIGA, исследующий Вселенную в гамма-лучах.

Важной частью Байкальской школы этого года стали практические занятия: практикум по моделированию прохождения частиц через вещество с помощью программного обеспечения Geant4, практикум по машинному обучению (участники моделировали набор данных, а потом использовали его для машинного обучения) и задача от Анны Сиренко и Юлии Яблоковой по реконструкции события из эксперимента Baikal-GVD.

Анна и Юлия предоставили реальные экспериментальные данные, из которых студенты должны были восстановить одно из настоящих, редких и красивых событий. Из массива данных с оптических модулей Байкальского нейтринного телескопа взяли кусочек информации об этом событии с временем и амплитудами и предложили молодым ученым восстановить траекторию полета мюона, который этот сигнал породил. Получилась довольно непростая задача.

«Я взялся решать ее сам, – признался преподаватель школы Юрий Малышкин . – И несмотря на опыт, у меня она заняла больше времени, чем думали отвести студентам. В итоге мы собрали ребят в группы и предложили решать задачу вместе с руководителем. Получился наглядный и яркий пример работы ученого в рамках этого эксперимента».

Кроме лекций и практических работ, на школе были еще студенческие доклады. Кто-то докладывал о персональных исследованиях, кто-то о работе своей группы. Например, четверка студентов на втором курсе сделала работу с реальными данными Байкальского телескопа и получила интересные результаты, которые и были представлены на школе.

Участие в Байкальской школе по физике элементарных частиц приносит пользу не только слушателям, но и организаторам. Студенты и аспиранты имеют возможность пообщаться с учеными, которые непосредственно занимаются физикой элементарных частиц, узнать о последних достижениях в этой области, определиться с будущими интересами в науке, а также получить навыки практической работы с экспериментальными данными. В свою очередь, ученые из ОИЯИ могут присмотреться к потенциальным сотрудникам.

Связи ОИЯИ и ИГУ — сложившаяся традиция. Из ИГУ в ОИЯИ приходит много специалистов, в том числе и тех, кто бывал на этой школе.

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить