Дата 25.04.2024

Весь мир следит за рождением сверхтяжелых химических элементов в лабораториях России, США, Японии и Германии. Гонка за новыми элементами по накалу страстей сравнима с «Формулой-1».

Если гонщику «формулы» для победы достаточно придти к фигишу первым, то создателям новых элементов мало объявить первыми о рождении нового элемента в их лаборатории. Главное – доказать: родилось именно то, что объявлено.

В ядерной физике слова и доказательства авторов открытий новых элементов «взвешивает» совместный комитет Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC) и Международного союза теоретической и прикладной физики (IUPAP). Создание химических элементов – священнодействие на стыке физики и химии.

В борьбе за звание первооткрывателя химических элементов Периодической таблицы Д.И.Менделеева с атомными номерами 113, 115, 117 и 118 состязались исследователи японского  ядерного центра РИКЕН (RIKEN) объединенная коллаборация трех ядерных центров : Лаборатории ядерных реакций Объединенного института ядерных исследований (Россия, Дубна), Ливерморской национальной лаборатории (США, Калифорния), Окриджской национальной лаборатории (США, Теннесси)

Приоритет в открытиях элементов комитет IUPAC и IUPAP дважды признал за Дубной.

Если в подробностях, то первенство в синтезе 113 элемента отдано японцам (коллаборация центра РИКЕН).

Первооткрывателем 115 и 117 элементов признана коллаборация Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ), Ливерморской национальной лаборатории (LLNL) и Окриджской национальной лабораторией (ORNL).

Приоритет в синтезе 118 элемента закреплен за коллаборацей  Дубны и Ливермора (ОИЯИ и  LLNL).

А теперь об именах новых элементов. Честь назвать новорожденных была предложена их родителям.

В официальном пресс-релизе 8 июня 2016 года, то есть сегодня, IUPAC сообщил о названиях новых элементов, предложенных их авторами:

• Нихоний и символ Nh для элемента 113

• Московий и символ Mc для элемента 115

• Теннесин и символ Ts для элемента 117

• Оганесон и символ Og для элемента 118.

Отделение неорганической химии IUPAC рассмотрело и изучило эти предложения и рекомендовало принять их. С сегодняшнего дня пошел отсчет пяти месяцев – ровно столько времени отведено  на публичное обсуждение имен новых элементов  до их официального утверждения  Советом IUPAC.

Почему элементы решили назвать так, а не иначе? Потому что их родители действовали по правилам  IUPAC на этот случай.

Вновь открытые элементы могут быть названы: (а) по имени мифологического персонажа или понятия (включая астрономический объект), (б) по названию минерала или аналогичного вещества, (в) по названию населенного пункта или географической области, (г) в соответствии  со свойствами элемента или (д) по имени ученого.

Наименования всех элементов должны иметь окончание, которое отражало бы и сохраняло единообразие с точки зрения истории и химической науки. Обычно – это окончание «-ium» для элементов, принадлежащих группам 1–16,  «-ine» для элементов группы 17 и «-on» для элементов группы 18. Ко всему, английские наименования новых химических элементов должны адекватно переводиться на другие основные языки.

Теперь разберемся по порядку с каждым новорожденным элементом.

Для элемента с атомным номером 113 авторы его открытия из японского ядерного центра РИКЕН предложили название нихоний (nihonium) и символ Nh. Потому что «Нихон» ― один из вариантов японского произношения слова «Япония» и означает буквально «Страна восходящего солнца».

Элемент номер 115 предложили назвать московием (moscovium) и дать ему символ Mc по названию географической области его рождения  – Дубна на ходится в Московской области.

Из тех же соображений назвали элемент с атомным номером 117 «теннесин» (tennessine) и обозначили символом Ts. Окриджская национальная лаборатория (США), Университета Теннеси и Университет Вандербильта, входящие в коллаборацию с ОИЯИ, родившую этот элемент, находятся в американском штате Теннесси.  (Всем сестрам – по серьгам.)

Элемент с номером 118 его родители решили назвать «оганесон» (oganesson), снабдив его символом Og – в честь выдающего физика, академика Юрия Цолаковича Оганесяна.  Менделеев и ОганесянТак российские и американские коллеги академика Оганесяна оценили новаторский вклад Юрия Цолаковича в исследование сверхтяжелых элементов.  Под его руководством не только открыты многие сверхтяжелые элементы.  Под влиянием и впечатлением творимого группой Оганесяна происходил удивительный прогресс в мировой ядерной физике сверхтяжелых элементов. Он шел по суше и по морю, и дошел, наконец, до недавнего экспериментального подтверждения существования «острова стабильности» химических супертяжеловесов.

Пять месяцев. Пять месяцев научная общественность будет обсуждать предложенные родителями элементов имена новорожденных. Ровно через пять месяцев (уже в декабре 2016 года) будет принято окончательное решение о названиях химических элементов номер 113, 115, 117, 118. Его опубликуют в журнале IUPAC «Pure and Applied Chemist».

А о Ливерморе не беспокойтесь, его не обидели. В 2011 году IUPAC признал за коллаборацией ОИЯИ с LLNL (США) приоритет в открытии 114 и 116 элементов.  114 элементназвали «флеровий» (Flerovium, Fl) в честь нашего Георгия Николаевича Флерова, а 116 элемент ― «ливерморий» (Livermorium, Lv), в честь заслуг Ливерморской национальной лаборатории. Вот так.