Дата 19.04.2024

Исследователи из Института химической физики им. Н.Н.Семёнова РАН и Московского физико-технического института обнаружили наносенсоры, которые могут предупреждать о возможной террористической угрозе и эффективно обнаруживать загрязняющие вещества.

Объединенный институт ядерных исследований уже сделал свой вклад в борьбу с терроризмом, создав нейтронный детектор взрывчатки и наркотиков ДВиН.

Схематическое изображение бинарного металлоксидного сенсора: 1 — наночастицы оксида, обладающего каталитической активностью; 2 — наночастицы оксида c высокой концентрацией электронов проводимостиХимики и физики МФТИ занялись разработкой высокоэффективных и селективных сенсоров для газовых датчиков. «Правильно подобранная рецептура сенсора позволяет увеличить его эффективность в десятки раз и добиться рекордно коротких времён срабатывания, что особенно важно для предотвращения террористических актов»,— говорит руководитель коллектива Леонид Трахтенберг, профессор Кафедры химической физики МФТИ и заведующий Лабораторией функциональных нанокомпозитов ИХФ РАН.

Учёные показали, что наиболее перспективными являются бинарные металлоксидные сенсоры, один из компонентов которых характеризуется высокой концентрацией электронов проводимости, а другой обладает сильными каталитическими (ускоряющими химические процессы) свойствами. При детектировании газа в такой смешанной системе есть всё необходимое для эффективной работы сенсора— поставщик электронов и условия для «комфортного» протекания химических превращений. Улучшению сенсорной эффективности способствуют также образование дополнительных химически активных центров сорбции («прикрепления к поверхности наночастицы») молекул.

Результаты исследований опубликованы в журнале Sensors and Actuators B: Chemical

На рисунке: Схематическое изображение бинарного металлоксидного сенсора: 1 — наночастицы оксида, обладающего каталитической активностью; 2 — наночастицы оксида c высокой концентрацией электронов проводимости.