Дата 23.10.2020

Сегодня в Дубне, в Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ запустили круглосуточную линию сборки, тестирования и сертификации сверхпроводящих магнитов для двух братских ускорителей – коллайдера NICA и комплекса FAIR.

Коллайдер NICA строят в российской Дубне, в Объединенном институте ядерных исследований. Ускорительный комплекс FAIR сооружают в немецком Дармштадте, в Центре физики тяжелых ионов.

Обе установки будут по-разному решать одну задачу: а слабо получить сверхплотную и супергорячую кварк-глюонную материю?

Полученный в Дубне результат проверят в Дармшатдте. Дармштадский – «попробуют на зуб» в Дубне. Лавры, наверное, разделят по-братски.

Главное сегодня – братское доверие между командами обоих проектов. Ускоритель FAIR заказал сверхпроводящие магниты в ОИЯИ. И это – признание приоритета и качества интеллектуальной и инженерной работы дубенских физиков.

Вице-директор ОИЯИ академик Григорий Трубников напомнил: технологию производства сверхпроводящих магнитов изобрели в Дубне 20 лет назадДвадцать лет назад технологию изготовления сверхпроводящих магнитов для ускорителя придумали в ОИЯИ и построили на ее основе уникальный ускоритель с именем собственным Нуклотрон. Он стал первым в Европе ускорителем на сверхпроводящих магнитах.

Об этом сегодня на открытии линии серийного производства этих самых магнитов напомнили участникам события вице-директор ОИЯИ академик Григорий Трубников и директор ЛФВЭ ОИЯИ профессор Владимир Кекелидзе.

В зале сборки на церемонии открытия современного высокотехнологичного производственного цеха скромно присутствовали двое из авторского коллектива разработчиков прославленных магнитов: замдиректора ЛФВЭ Гамлет Ходжибагиян и главный инженер этой же лаборатории Николай Агапов.

Пять лет назад руководство комплекса FAIR приняло решение вложить средства в создание цеха сборки магнитов для немецкого ускорителя на территории Лаборатории физики высоких энергий.Юрген Хеншель (крайний слева) доволен сотрудничеством с ОИЯИ.

– Когда я был здесь четыре года назад, этот цех был еще совсем пустым, – поделился сегодня в Дубне воспоминаниями тогдашний коммерческий директор проекта FAIR Юрген Хеншель. – И вот, все готово для серийного производства 680 сверхпроводящих магнитов для наших двух установок. Это фантастический пример сотрудничества.

Да, сверхпроводящие магниты для коллайдера NICA будут собирать тоже здесь, в корпусе №217 Лаборатории физики высоких энергий.  370 магнитов нужны комплексу NICA, 310 магнитов соберут, испытают и сертифицируют для немецкой установки FAIR.

– Вот здесь, сразу на трех стендах мы будем вести криогенные испытания собранных магнитов, – вел экскурсию по сборочному цеху Гамлет Ходжибагиян. – С одной стороны присоединяются магниты для НИКИ, с другой – магниты для FAIR, они немного длиннее, поэтому и пространства для них отвели чуть больше.

Гамлет Ходжибагиян с удовольствиме провел экскурсию по участку криогенных испытанийЕмкость для гелия – важную часть дубненского испытательного стенда изготовили в немецком Дрездене.

Технология производства будет такой. Изготовленные на сборочном участке магниты заполнят жидким гелием и проверят в ваккумной камере на предмет микротрещин. Утечка гелия чуть не стала катастрофой для Большого адронного коллайдера в Женеве, едва его ввели в строй. Коллайдер потом чинили и проверяли несколько лет из-за этой, казалось бы, малой оплошности. И угрохали на все это огромное количество денег.

Если особо чувствительные приборы утечки гелия не обнаружат, магниты переместят дальше, для испытания космическим холодом. На криогенном стенде их сначала охладят жидким азотом до температуры минус 197 градусов Цельсия (80 градусов Кельвина), а потом заморозят жидким гелием до минус 269 градусов Цельсия (4 градуса Кельвина). То есть почти до абсолютного нуля.

Когда все испытания будут пройдены с честью, надежный магнит с сертификатом качества отправят в строй на отведенное ему конструкторами рабочее место в Дубне или в Дармштадте. И так 680 раз.

Молодая команда высокотехнологичного цеха готова начать круглосуточную работуМолодая команда сборщиков и испытателей с энтузиазмом наблюдала за церемонией открытия линии сборки магнитов. И с готовностью подробно отвечала на вопросы любопытных журналистов.

Это замечательное событие в Лаборатории физики высоких энергий посетил и глава Дубны Вячеслав Мухин, поздравив собравшихся в 217-м корпусе и всех жителей Дубны с заслуженным успехом ОИЯИ.

Впрочем, это только начало. У проектов NICAи FAIR главное еще впереди. Пожелаем им обоим удачи!