. Дубна: 10 oC
Дата 24.04.2024
rss telegram vk ok

24 17 01

Вот уже пять лет ОИЯИ и ЦЕРН организуют школы для учителей физики из России и Европы.

Цель простая: познакомить учителей с передним краем физики, с ее возможностями и свежими результатами, с тем, чтобы они поделились полученными знаниями со своими учениками.

На международных научных школах для учителей из стран-участниц ОИЯИ рассказывают об исследованиях, проводимых в Объединенном институте, знакомят с экспериментальными установками, объясняют суть последних мировых открытий. Например, программа последней школы содержала лекции о бозоне Хиггса, космологии и космогонии, современных нанотехнологиях.

Школьные преподаватели обмениваются своим педагогическим опытом – в рамках школы проводится конференция учителей, а для приехавших с педагогами учеников (каждый учитель может привезти с собой одного-двух учеников) запланированы выступления с докладами и работа в увлекательном лабораторном практикуме Учебно-научного центра ОИЯИ, который и организует эти школы. 24 педагога и 8 учащихся из разных регионов России от Северодвинска до Таганрога, от Барнаула до Смоленска, а также представители Белоруссии и Болгарии приняли участие в нынешней школе. То, что участвуют в таких мероприятиях самые активные, творчески настроенные и неравнодушные учителя, можно почувствовать из их отзывов о школе.

Учителей в ОИЯИ впечатлил масштаб установок и человеческих ресурсов

Л.В. Матюшкина (Таганрог, лицей №4): 

– Я начинала работать физиком в Тбилисском университете, в Институте физики АН Грузинской ССР. И тогда уже знала об ОИЯИ. После развала Советского Союза попала в Таганрог и пришла работать в школу. 

Привезла сюда одного десятиклассника, надеюсь, он заинтересуется и сделает свой выбор в пользу Дубны.

Прошлой осенью я побывала на школе в ЦЕРН, организация замечательная, но в Дубне атмосфера теплее и доступнее: можно все потрогать руками, а там – только макеты и презентации. А нам эту просветительскую миссию теперь нести дальше, после прошлой поездки я выступала на педсовете и рассказывала одиннадцатиклассникам, сейчас буду рассказывать новому поколению об обоих центрах.

ОД: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ЕГЭ И ПОСЛЕДНИМ РЕФОРМАМ ШКОЛЫ?

К ЕГЭ я отношусь очень спокойно – это один из контрольных механизмов. Если учебный процесс поставлен правильно, то ЕГЭ ему никак не помешает. Учителя учат физике, не нацеливая на ЕГЭ. А с точки зрения поступления в вузы – он помог очень многим провинциальным детям поступить в столицу. У нас в Таганроге – мощный технологический институт, в который собиралась молодежь со всей округи. В последние годы после его окончания стало трудно найти работу, и все больше молодых уезжает.

К счастью, школа очень инерционна и на все внешние изменения сразу не откликается, и учителя стараются сохранять хорошие традиции, все, что было накоплено. 

А талантливых детей рождается по-прежнему много. Наши ребята участвуют в заочной школе МФТИ, олимпиадах, проводимых Московским и Санкт-Петербургским университетами. Но и от учителя многое зависит, почти все.  Наши учителя – энтузиасты, а если только следовать спускаемым сверху рекомендациям, то ничего не выйдет. Я у вас где-то в лабораториях увидела лозунг «Ценность личности определяется суммой вычетов». С учителями также – только с потерей человека можно оценить его вклад.

З.А. Залялютдинова (Санкт-Петербург, школа № 221): 

– В первую очередь школа оказалась очень интересной для меня лично, я узнала много нового, не только в физике, но и как устроен ОИЯИ. О вашем городе я кое-что знала, потому что мой брат как-то участвовал в конференции, проводившейся в Дубне. В институте, в первую очередь, впечатлил масштаб установок и человеческих ресурсов.

К сожалению, я сейчас не привезла с собой учеников, поэтому хотелось бы еще раз приехать на школу. Особенно меня заинтересовала возможность вместе с детьми поучаствовать в экологическом проекте М.В. Фронтасьевой (ЛНФ) – собрать у нас в области мох и исследовать его на вашем реакторе на наличие тяжелых металлов. Я со своими ребятами уже участвовала в экологических конференциях, они занимали призовые места. Стараюсь их вовлекать в исследовательскую работу.

Интересными были и выступления коллег, которые поделились своим педагогическим опытом, раскрыли некоторые тонкости. Так что, все – от ускорителя до столовой на площадке ЛЯП – очень понравилось!

И.В. Беркова (Смоленск, школа-интернат имени Кирилла и Мефодия с углубленным изучением некоторых предметов): 

– Об этой школе я узнала во Владивостоке во время Всероссийской олимпиады школьников по физике. Привлекла возможность познакомиться с вашим институтом. Обычно участвуешь в курсах повышения квалификации, которые нацелены на улучшение методики преподавания, повышение уровня решения задач. Здесь совсем другое – возможность встретиться с современной физикой, а более достоверной информации я не получала нигде. Тем более, что дети задают вопросы о бозоне Хиггса, об адронном коллайдере и другие в том же роде. Нам доступно и интересно рассказали обо всем, что делается в ОИЯИ. Все сотрудники были с нами очень терпеливы, всё объясняли подробно, толково, сейчас голова просто разрывается от информации. Постараюсь осенью организовать для наших старшеклассников поездку сюда.

С самой Дубной я была заочно знакома со слов преподавателя лицея «Дубна» М. Ю. Замятнина. Мы с ним встретились еще в 1999 году на олимпиадах Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Команда Московской области, в которую входили и его ученики, всегда была очень сильной. Он увлекал детей.

ОД: НАСКОЛЬКО СЕЙЧАС ПОПУЛЯРНЫ ФИЗИКА И МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ?

– Я работаю в классах с углубленным изучением физики и математики. Это самые востребованные предметы. Физика и математика развивают логику, а это необходимо в любой профессии. Профориентация начинается с 8-го класса, когда сами ребята еще не в состоянии определиться. Тут должны помочь учителя и родители. Многие наши выпускники поступают в МФТИ, МГУ, Бауманский институт.

Наверное, просветительская миссия не такая заметная как научно-исследовательская. Но ее значение, и в первую очередь, для будущего самой науки переоценить сложно. До новых школ, учителя!

Добавить комментарий

Комментарии не должны оскорблять автора текста и других комментаторов. Содержание комментария должно быть конкретным, написанным в вежливой форме и относящимся исключительно к комментируемому тексту.


Защитный код
Обновить